Идеальная фантастика, меняющая сознание, потусторонний фарс с фронтменом группы OQJAV в главной роли и фильм, о котором собирались, но раздумали спорить, в постоянной рубрике CoolConnections «Текущий репертуар».
«Грань времени» (Synchronic)
Джастин Бенсон, Арон Мурхед, США, 2019
Стив (Энтони Мэкки, «Мстители», «Три девятки») и Деннис (Джейми Дорнэн, «50 оттенков серого», «Частная война») – ангелы тьмы; в прозаическом смысле – сотрудники бригады скорой помощи, работающие в тёмное время суток.
Вместе с ночью Новый Орлеан накрывает эпидемия странных случаев, связанных с употреблением нового наркотика «синхроник».
Одной из жертв становится дочь Денниса...
Хичкок и Тарантино просили первых зрителей не распространяться о содержании «Психо» и «Однажды в Голливуде»; новый фильм выдающегося дуэта Бенсон и Мурхед (авторов «Весны» и «Паранормального») – из числа таких картин, смотреть которые лучше всего «с чистого листа». Год назад я представлял «Грань времени» на закрытии фестиваля «Амфест», стараясь не сболтнуть лишнего.
Это вовсе не значит, что кино – одноразовое, исчерпывающееся сюжетными сюрпризами.
Наоборот, избитую тему перемещений во времени (некоторые из вариаций я недавно вспоминал, рецензируя «Довод») Бенсон и Мурхед воплощают свежо, неожиданно, с крутыми полнокровными героями;
никаких схем; зачаровывающая сумеречная атмосфера;
сюжет насколько хитёр, настолько и ясен – чем «Грань» выигрывает сравнение с замороченным на пустом месте «Доводом». Не просто один из лучших фантастических триллеров последних лет, но обнадёживающая штучная работа – жанровое кино ещё не превратилось в конвейер.
«Человек из Подольска»
Семён Серзин, Россия, 2020
Как-то раз на московском вокзале парня из Подольска без всякой причины забирают в полицию – и такое начинается! Нет, не побои и пытки, а безумная интеллектуальная викторина на знание бедным задержанным Фроловым своей малой родины. Ночное купание в компании сексуальной капитанши Марины. Специальный полицейский танец для развития мозга. И безжалостное копание в комплексах и неудачах рядового гражданина РФ.
В общем, комедия, а также мистика, сюр и ужасающе достоверный при всей фантасмагоричности срез реальности.
Положенная в основу фильма пьеса Дмитрия Данилова – главный театральный бестселлер последних лет; кто только его ни ставил (здесь – об антифашистской по духу версии Михаила Угарова, здесь – о сюрреалистическом балете Марины Брусникиной);
экранизация этому хлёсткому тексту была на роду написана.
С ней в кино достойно дебютирует Семён Серзин, театральный режиссёр и киноактёр (совсем недавно в прокат выходил хоррор с фольклорно-историческими мотивами «Побочный эффект» с Серзиным в главной роли, среди самых ожидаемых премьер 2021-го – «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова).
Серзин избежал сценической замкнутости: его полицейский участок, обжитый плавной, но юркой камерой оператора Даниила Фомичёва («Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов») – шкатулка с сюрпризами,
лабиринт, дробящийся на пространства, где казённая явь то и дело выкидывает коленца чертовщинки.
В кадре – роскошный артистический ансамбль, что касается не только исполнителей первого плана: в начале фильма, например, есть замечательное камео театрального критика и куратора Олега Лоевского, Главную роль Серзин отдал непрофессионалу – поэту и музыканту, фронтмену группы OQJAV Вадику Королёву (одновременно с «Человеком» он сыграл и в сомнамбулической грёзе Марии Игнатенко «Город уснул»). Это очень верный выбор – новое лицо; тонкий, умный артист, сознательно приструняющий своё обаяние и харизматичную притягательность, чтобы сыграть человека без свойств, из толпы, такого, что не запоминается – но забыть Королёва получится вряд ли.
Сценарист Юлия Лукшина, работавшая над адаптацией пьесы вместе с автором, усилила мистический элемент – в потустороннем происхождении полицейских сомнений не остаётся; часть диалогов, которые мне представляются важными, из киноверсии выпала. Впрочем, я не хочу играть в фанатские игры и въедливо сравнивать оригинал и экранизацию; что-то было потеряно, что-то приобретено – нормальный расклад. Сам же фильм незаурядно фиксирует ситуацию тотального сдвига, спроецировать которую легко хоть на недавнее, ещё относительно вменяемое вчера, хоть на диковинное сегодня (кстати, именно Данилов с его чутьём на социальную дичь первым отреагировал на «новый мир» эпохи пандемии – пьесой «Выбрать троих»).
Человеку из Подольска настойчиво предлагается полюбить абсурд – сомнительный, но выход;
рецепт, который вслед за сверхъестественными копами нам всем прописал 2020-й.
«Цой»
Алексей Учитель, Россия – Латвия, 2020
Почти месяц собирался я откликнуться на фильм, где невольный виновник гибели Цоя, шофер Павел Шелест (Евгений Цыганов), ведёт автобус с телом и близкими музыканта из Латвии в Ленинград, в то время как алчный продюсер пытается раздобыть кассету с тайным альбомом «47».
В конце концов, решил, что не разумно множить шелуху слов, когда в природе уже есть исчерпывающая рецензия на фильм, за 30 лет до его появления написанная Дмитрием Приговым в одной из «Азбук».
В ней всё, включая тайный альбом «47».
Вот она:
Цой цяця цацыц цецццыц ццациц