Пять экранов, 11 эпизодов и локаций, в которых ночная и дневная жизнь течёт под треки, написанные электронным музыкантом Prasdov. Магическая встреча кино, музыки и современного искусства «Точки пересечения» в свободном доступе на платформе CoolPlay.
Окраинные многоэтажки, поле, линии высокого напряжения. Комната с гитарой и синтезатором.
Ночные дороги, долгая поездка по надземной ветке метро.
Лесополоса, где «за людьми охотятся собаки» – на центральном экране иногда появляются надписи-комментарии. Всего – 11 эпизодов, 11 точек на карте, снятых с пяти ракурсов для пяти экранов, и 11 аудиотреков: фрагменты, из которых складывается день и мир невидимого героя...
Впервые в проекте «Молодое кино» ненарративный фильм – без сюжета в традиционном понимании. Однако каждый эпизод – часть единой мозаики. Слова, изредка появляющиеся на экране, кажутся строчками, выхваченными из загадочного стихотворения. Можно фантазировать и складывать свой собственный паззл, бродя по визуальным и звуковым ландшафтам. Можно прочесть текст, который послужил условным сценарием. Это комментарии композитора Даниила Прасолова, выступающего под ником Prasdov, к каждому из 11-ти треков – они, по сути, и экранизировались. С чётким соблюдением указанных местоположений – и абсолютно вольно, так, что мир конкретного человека превратился в универсальную вселенную.
Комментарии Prasdov – почти либретто; видеоопера – релевантное определение жанра «Точек пересечения».
Видеоопера сменяет старые музыкальные формы: среди классики ХХ века – «Симфония большого города» Вальтера Рутмана. Спустя сто лет большой город полнится другими, электронными звуками, вместо бравурности и торжествующей суеты – камерность, мягкая меланхолия, путешествие от ночи до у́тра. Есть соблазн трактовать «Точки пересечения» как поколенческое высказывание: двадцатилетние не стремятся переустроить мир, концентрируются на частностях, настроении, внутренних переживаниях. И город здесь – тоже внутренний; не открыточная, не изнаночная – параллельная, частная Москва.
В выставочном пространстве всё это стало бы многоканальной проекцией на пять мониторов. Адаптация подобных полиэкранных работ для кинопоказа не новость; когда Марко Мюллер руководил Венецианским кинофестивалем и делал по-настоящему авангардные «Горизонты», такие сеансы были в порядке вещей; помню, что «Благовещение» финской художницы Эйи-Лиизы Ахтилы в поликадровом варианте на киноэкране подействовало на меня сильнее, чем в музейной версии. И «Точки», выросшие из проекта инсталляции – идеальным фильмом. Пересечение строгой геометрии формы и чистой кинопоэзии.
Фильм, где вместо актёров «играют» самые непредсказуемые исполнители: огоньки на пульте, неспящие окна других домов, фары машин, цветы на ветру, люди в подземном переходе.
Светятся и движутся, будто слышат ту музыку, что слышим мы.
Николай Коваленко – режиссёр, лирический док которого «Место Силы» открыл в сентябре 2023-го проект «Молодое кино на CoolPlay». В тексте о «Месте» есть био автора и ссылки на другие его фильмы. За год, прошедший с онлайн-премьеры «Места Силы», последняя на сегодня короткометражная картина Коваленко «Лелера» победила на «Святой Анне» (где получила и личный приз Никиты Михалкова) и побывала на десятке фестивалей, среди которых «Новое Движение», «Зеркало», «Короче» и Beat Film Festival. Сейчас Коваленко работает над сценарием полнометражного дебюта, а второй сезон «Молодого кино» снова открывается фильмом с символическим названием: наш онлайн-кинотеатр станет точкой пересечения жанров, форматов, взглядов.
Николай Коваленко (на фото справа вместе с композитором Даниилом Прасоловым) о «Точках пересечения»:
В апреле 2021-го, в конце второго курса [в Школе дизайна НИУ ВШЭ] начался самый загадочный модуль, на котором мне нужно было придумать видеоарт-проект.
Помню, что мы тогда всем курсом выходили из зоны комфорта, потому что все ранее осуществленные на мастерстве проекты были исключительно про кино. А тут нам предложили сделать что-то неизведанное, в том числе для нашего мастера Ивана И. Твердовского. Поэтому мы почти целиком находились в свободе выбора, а Иван советовал разные формы и возможные решения наших идей. Мы изучали вместе и пробовали тоже.
У меня как-то всё гладко сложилось с поиском замысла. Параллельно заканчивая постпродакшн игровых коротких метров, работая над музыкой, мы часто обсуждали с моим другом, электронным музыкантом Даней, что было бы интересно изучить жизнь автора в аудиопроизведении. А дальше я быстро собрал эту мысль в заявку, показал Ивану и после нескольких недель подготовок мы начали снимать.
Насколько я помню, на экзамене в конце июня сказали, что я даже перевыполнил задачу и придумал инсталляцию-перфоманс. В ней было три части, три пространства, три героя. Целиком её показать, по крайней мере, пока невозможно, а вот часть, которая посвящена миру Дани 2021 года, очень даже можно. И вот я достаю ее из широких штанин и делюсь спустя время.
«ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ» В ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЕ COOLPLAY