«Оскар» поощрил паразитизм


Вадим Рутковский
10 February 2020

Вся революционная 92-я церемония, случившаяся 9 февраля 2020 года, – в одном тексте

Историческое событие: самый главный золотой дядюшка достался корейским «Паразитам». Награда Американской Киноакадемии за лучший фильм у иностранцев. И вот что этому предшествовало.


Как и год назад, церемония награждения обошлась без ведущего. Начался «Оскар»-2020 с песни «Прекрасный день по соседству» (из одноимённого фильма, принёсшего Тому Хэнксу номинацию за роль второго плана) в исполнении стреляющей глазами Жанель Монэ. В процессе Жанель напялила на Хэнкса шляпу и организовала дуэт с Биллом Портером.

Правда, роскошный номер с интервенцией танцоров в зал и визуальными цитатами из неноминированного «Солнцестояния».


Стив Мартин и Крис Рок, выйдя на сцену, ухитрились рассмешить зал молчанием – вот это реальный стэнд-ап! Первая шутка – немного эйджистская: про то, что Мартин попутал Монэ с Джей Ло. Рок проехался по прошлогодней истории с твиттером и ещё более давнему скандалу – с ошибкой при финальной раздаче наград. Мартин сказал, что, глядя на Брэда Питта, представляет, будто смотрится в зеркало. Следующая шутка Рока:

что случится, если Махершалу Али остановят копы? Ничего.

Рок проехался по доходам основателя Amazon Джеффа Безоса и сообщил Скорсезе, что ему очень понравился «первый сезон «Ирландца». Достойный ответ со стороны Стива Мартина: «Хочу посмотреть «Джокера», говорят, очень смешной». Рок продолжил повышать градус юмора, заявив, что в номинациях не хватает вагин, конфликт Ford против Ferrari – это история борьбы Халли Берри с болезнью дёсен (то есть, то, чего не может быть), ну а чёрных номинантов Академия спрятала: где Эдди Мёрфи, сыгравший в баопике изобретателя рэпа «Меня зовут Долемайт»?


Реджина Кинг представила первую номинацию – «Лучшая мужская роль второго плана». Хэнкс остался в шляпе, а «Оскар» ушёл к Брэду Питту.

Свои 45 секунд, отведённые на речь, Питт начал с wow.

Посвятил приз автору «Однажды... в Голливуде» Квентину Тарантино, вспомнил, как ребёнком смотрел «Буча Кэссиди и Санденс Кида», передал привет каскадёрам и детям.


Анимационные категории представили в два этапа. То есть, сначала Бини Фельдстин объявила Минди Калинг, а уже та вручила «Оскар» авторам полнометражной пиксаровской «Истории игрушек-4» и короткометражной «Любви к волосам» (Hair Love).


Комик Джош Гад, озвучивающий в «Холодном сердце-2» Олафа, пошутил про влияние глобального потепления на температуру мультфильма и выразил уважение к 46 соперникам – актёрам, дублировавшим «Холодное сердце» на другие языки (тоже не без шуток: «В Канаде Эльза почти такая же, только с бесплатным здравоохранением»). Это стало преамбулой к исполнению номинированной на «Оскар» песни Into the Unknown на нескольких языках;

в интернациональном ансамбле наша Анна Бутурлина пропела самые важные (потому что так по-русски называется и вся песня) слова: «Вновь за горизонт».


«Привет, Диана! – Привет, Киану!»

Дайан Китон и Киану Ривз вышли, чтобы объявить победителей в номинации «Лучший оригинальный сценарий». Но прежде, веселясь, подчеркнули, что не виделись со съёмок комедии «Любовь по правилам и без» – то есть, романа, о котором судачила жёлтая пресса, не было?


Обладателями приза стали авторы «Паразитов» Пон Чжун-хо и Хан Джин-вон. Пон рассматривал статуэтку с таким удовольствием и любопытством, будто не собирался получать ещё. Вышло, как мы уже знаем, ровно наоборот.


Натали Портман и Тимоте Шаламе принесли победу в номинации «Лучший сценарий-адаптация литературного произведения» Тайке Вайтити, экранизировавшему книгу Кристин Лёненс «Кролик Джоджо».


«Это очень большая статуэтка, – зачарованно сказал Вайтити, – она должна быть тяжёлой, но она лёгкая!». После чего особо поблагодарил маму – за то, что она мама, и за то, что дала книгу «Птица в клетке». Которая, кстати, издана и на русском, в отличие от фильма, который 20th Century Fox Russia не решилась выпускать, не без оснований предполагая отказ в получении прокатки (если в России запретили «Смерть Сталина», кто знает, что в Минкульте сделают с фильмом, где мальчик заводит себе воображаемого друга Гитлера?).


Великие парни из «Арахисового сокола» – Шайя Ла Баф и Зак Готтзаген – вышли для объявления победителя в номинации «Игровой короткий метр»:

«Окно напротив» (The Neighbors’ Window). Французскую «Сестру», которая тоже претендовала на «Оскар» в этой категории, до 16 февраля можно посмотреть на сайте myfrenchfilmfestival.com.


Две потрясающие клоунессы, Майя Рудолф и Кристен Уиг, начали свою речь с того, что они взбешены. Но быстро признались, что всего лишь играли, изображая гнев:

как ещё убедить собравшихся в зале режиссёров, что они могут не только хохмить?

Они вручили «Оскар» за работу художника-постановщика Барбаре Линг и Нэнси Хэй, «Однажды... в Голливуде».


Представляя художника по костюмам, Рудолф и Уиг спели мини-попурри из песен про одежду (не забыли и «шляпу» Джо Кокера, под которую совершала стриптиз Ким Бэйсингер в «9 ½ неделях»). Победитель – Жаклин Дюрран, «Маленькие женщины». 

Следующий музыкальный номер – песня I’m Standing With You из «Прорыва» (Breakthrough); пела Крисси Метц.


В видеосюжете, предварявшем «Оскар» документальному кино, первой появилась Грета Тунберг, поблагодарившая документальные фильмы за то, что они открыли ей глаза на происходящее с природой. Безусловно, очень проверенный источник информации. Марк Руффало отметил, что в создании четырёх номинированных полнометражных фильмов участвовали женщины, и вручил золото «Американской фабрике» – о взаимовлиянии американского стихийного и китайского государственного капитализмов. Режиссёры Джулия Ричерт и Стивен Богнар сказали, что гордятся конкурентами, рисковавшими жизнями, работая в горячих точках, тогда как «наш фильм мог быть снять везде, где люди зарабатывают на жизнь».

Финалом спича стала коммунистическая уверенность в том – дословно! – что пролетарии всех стран объединятся.


Короткометражный док-победитель – «Научиться кататься на скейтборде в зоне боевых действий (если ты девчонка)»; «Оскар» режиссёру Кэрол Дайзингер и продюсеру Елене Андреичевой. Ветеран неигрового кино Дайзингер упомянула о поддержке самого Фрэнка Капры, давшего ей путёвку в жизнь.


Махершала Али вышел для награждения лучшей актрисы второго плана: Лора Дерн за роль стервы-адвоката в «Брачной истории».


Благодарность – «сёстрам-номинанткам», Грете Гервиг, в «Маленьких женщинах» которой Дёрн тоже сыграла роль второго плана, и собственной матери – актрисе Дайан Лэдд, расплакавшейся на этих словах.


Энтони Рамос представил Лина-Мануэля Миранду, а тот (опять многоступенчатая комбинация) напомнил о смыслообразующих песнях: в видеонарезку вошли кадры из реально великих фильмов – «Рискованный бизнес», «Мир Уэйна», «Клуб «Завтрак», «Рокки», «Мулен Руж», «Назад в будущее», «Бешеные псы», «8 миля»; самый молодой участник – «Миллионер из трущоб». Это оказалось преамбулой к выступлению Эминема на фоне аудиокассеты на заднике. Многие в зале пританцовывали, сидя, и подпевали, только Мартин Скорсезе, кажется, придремал.


Салма Хайек подержала за руку настоящего Оскара – актера Оскара Айзека, после чего дуэт объявил награды за звук.


Монтаж звуковых эффектов – Ford против Ferrari: «Если бы я мог, я бы отпилил голову статуэтке и отдал ее Джону Мэнгольду», – сказал Дональд Сильвестер; Мэнгольд в режиссёрскую номинацию не попал. Благодарность Сильвестера жене, оставившей карьеру ради воспитания детей, не снискала аплодисментов. Лучший звук – «1917».

Песню из четвёртой «Истории игрушек» I Can't Let You Throw Yourself Away исполнил автор, Рэнди Ньюман. Его сменил Уткарш Амбудкар с рэпом, перечисляющим всех номинантов. Уилл Феррелл и Джулия Луис-Дрейфус отличились фирменным комическим перформансом, изобразив пару самовлюблённых «тупой и ещё тупее».


«Операторы – незаменимые на съёмках люди! Они готовят еду и стучат в дверь нашего вагончика, чтобы позвать в кадр – сиять. Они нужны, чтобы на своём мотоциклике привезти нас на площадку».


«Хм, – опомнился Феррелл, услышав подсказку в наушнике, – оказывается, оператор ещё должен делать что-то с камерой». Луис-Дрейфус удивлена. «Тебе не дали наушник?» – участливо интересуется Феррелл.


Приз, в общем, Роджеру Дикинсу за «1917»; Дикинс среди благодарностей коллегам успел и пошутить в ответ, сказав Уиллу с Джулией: «Я неплохо готовлю».


Следующий этап комического шоу относился к призу за лучший монтаж. «Монтажёры – чудовища, всегда нас вырезают». Выяснилось, что Луис-Дрейфус играла и в «1917», и в «Паразитах» (интересно, вдохновлялись ли сценаристы церемонии Хлестаковым?), а фильм «Ford против Ferrari» до вмешательства монтажёров назывался «Форд против Феррари против Феррелла». По мне, это гениально. Приз – монтажёрам «Форда».

Дэвид Рубен, президент Академии, рассказал, что идея Музея кино в Голливуде родилась ещё при его предшественнике Дугласе Фэрбенксе. То есть, в 1929-м году.


Том Хэнкс, патронирующий строительство музея, начал свой забавный спич с того, что, по слухам, у нас в Лос-Анджелесе даже музей селфи есть, а музей кино всё строится и строится – вот, Скарлетт Йохансон и Брэд Питт (без рубашки!) штукатурили сегодня. Ну а кроме шуток, открытие Музея кино обещают 14 декабря.


Зази Битц объявила Синтию Эриво, номинированную и за роль второго плана в фильме «Гарриет», и за песню Stand Up из той же картины. «Никто кроме нас не понимает, насколько важны хорошие визуальные эффекты», – объявили под дружный смех зала Ребел Уилсон и Джеймс Корден в кошачьем обличье: некорректный намёк на сокрушительный провал «Кошек», во многом связанный с визуальной странностью фильма. Предсказуемая победа – у «1917».


Рей Романо и Сандра О начали с удивительных признаний: «Мне 92 года», – сказала О. «А я – Шарлиз Терон», – продолжил Романо. Разумеется, это они о труде гримёров; приз в номинации – фильму «Скандал».


Пенелопа Круз представила номинатов в зарубежной номинации. Теперь это не лучший фильм на иностранном языке, а best international feature film; победитель Пон Чжун-хо выразил радость, что стал первым в этой категории после её переименования. Он призвал к аплодисментам актерам «Паразитов», а в финале спича перешёл с корейского на английский, чтобы поделиться планами на вечер: «I'm ready to drink tonight». Знал бы он, что впереди!


Элтон Джон с песней I'm Standing With You из «Рокетмена» – следующий номер программы. За ним – Тайка Вайтити, напомнивший о племенах, которые исторически жили на земле, где сейчас стоит Голливуд. После чего Вайтити поприветствовал обладателей почётных «Оскаров» за вклад в кино (Дэвид Линч, Лина Вертмюллер, Уэс Стади) и благотворительность (Джина Дэвис). Линч и Вертмюллер не пришли.


Бри Ларсен, Сигурни Уивер и Галь Гадот собрались, чтобы сказать «Все женщины – супергерои» и представить первую в истории оскаровских церемоний женщину-дирижёра – маэстро-ирландку Имер Нун.


Оркестр сыграл темы из претендентов на «Оскар» за лучшую музыку, затем награда была вручена Хильдур Гуднадоттир, автору «Джокера». Приз за лучшую песню – Элтону Джону и Берни Топину. «Папочка любит вас», – сказал в завершение Джон, обращаясь к «ребятам из Австралии».


Спайк Ли лаконично представил режиссёров-номинатов. Приз у Пон Чжун-хо. «Я думал, что на сегодня уже достаточно», – сказал Пон; ха, мы уже знаем, как он ошибался.


Его речь стала выражением любви к коллегам-соперникам. Цитатой из своего духовного учителя Пон перевёл овацию в адрес Скорсезе.


«Когда в США ещё не знали моих фильмов, Квентин уже включал их в свои списки», – и зал аплодирует Тарантино.


Стивен Спилберг представил традиционную грустную секцию памяти умерших кинематографистов In memoriam. Билли Айлиш и ее брат Финнеас О'Коннелл за фоно исполнили песню Yesterday – красивое решение.


Далее Джордж МакКей взобрался на балкон, чтобы оттуда подготовить выход на сцену Оливии Колман, объявившей о победе Хоакина «Джокера» Феникса в мужской актёрской номинации.


Феникс запомнился самым длинным и неудобным спичем. Он прервал аплодисменты взмахом руки, сказал, что не чувствует себя выше проигравших коллег – «потому что все мы разделяем любовь к кино». А затем перешёл к борьбе за справедливость: предназначение актеров – давать голос тем, кто его лишён.

Мы забыли о природе – уничтожаем её ресурсы и не реагируем на крики коровы, которую мы сначала искусственно осеменили, а затем отобрали у неё и молоко, и телёнка.

Феникс покаялся в том, что был эгоистом, и поблагодарил всех в зале за второй шанс. В конце он процитировал слова своего погибшего от передоза брата Ривера: «Беги к спасению с любовью, и мир последует за тобой».


Рами Малек вышел, чтобы объявить об «Оскаре» за лучшую женскую роль Рене Зеллвегер в фильме «Джуди».


Актриса дежурно поблагодарила конкуренток и создателей фильма, поделилась верой в американскую мечту, воздала должное объединяющей силе наших героев – от Боба Дилана и Скорсезе, и, конечно, напомнила о великом наследии Джуди Гарленд, которой получить «Оскар» не довелось.


Наконец, финальный сенсационный аккорд: Джейн Фонда приносит победу «Паразитам» в номинации лучший фильм.


Пон от четвертой речи воздержался, уступив микрофон дамам, продюсировавшим картину. Добрые слова в адрес корейских зрителей стоит отнести ко всем членам Академии, совершившим маленькую революцию.