Извините, но у меня в шее ваши зубы


Вадим Рутковский
10 апреля 2024

«Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» – комедия из франкофонной Канады, симпатичное пополнение легального кинопроката

Фильм Ариан Луи-Сейз – участник венецианской программы «Дни авторов» – обращает полнокровный материал для ужастика в милоту; почему бы и нет, если получается со вкусом (к кино).


На день рождения шестилетней Саше подарили синтезатор и клоуна. Клоун оказался не очень смешным; папа, мама, тётя и кузина Саши съели его без сожаления. А у девочки появилась травма на всю оставшуюся многовековую жизнь. К своим 68-ми (у вампиров – подростковый возраст) она так и не научилась охотиться; довольствовалась, к огорчению семьи, донорской кровью из пластиковых пакетов; да даже и при желании не смогла бы никого загрызть – клыки отказывались увеличиваться до необходимого размера.

Первую зубную «эрекцию» Саша ощутила, когда встретила бледного, зашуганного соучениками старшеклассника Поля:

он, бродя в ночи среди складских контейнеров, в очередной раз подумывал о самоубийстве, но пока всего лишь разбил лоб...


Вообще, эта романтическая (и довольно деликатная, с умеренными шокерами) сказка – микс многих приятных жанров: и, конечно, вампирского хоррора (тут не без интонационных пересечений с уже культовыми «Реальными упырями»), и школьной тинейджерской комедии, отчётливо попахивающей духом 1980-х, и романа воспитания, и семейной драмы; совсем старожилы могут припомнить чудесную скандинавскую повесть-сказку Яна Экхольма о лисёнке Людвиге XIV, который отказывался быть хитрым и дружил с девочкой-цыплёнком (не имеет значения, что квебекская постановщица Ариан Луи-Сейз вряд ли её читала). Мотивы всех перечисленных источников вдохновения сплетены без узлов и прорех; фильм – этакое девичье рукоделие (никаких негативных мачистских оттенков не вкладываю);

всё, в целом, без сюрпризов, но нежно, тонко, не рвётся.


Безупречен выбор исполнителей: Сара Монпети, известная по каннской, из «Двухнедельника кинематографистов»-2022, «Соколиной горе», и насколько аутичный, настолько и обаятельный Феликс-Антуан Бенар – прекрасная пара. Присутствуют в фильме и пряная неоновая ночь (солнечный свет, известно, смерть, и Луи-Сейз элегантно уходит от дневного освещения), и ненатужный ласковый юмор, и особая, по-хорошему провинциальная душевность франкоязычной Канады, о которой я собирался, но забыл написать в тексте про монреальскую «Природу любви».

Фильмом-прорывом не назвать – не хватает остроты, смака, цепких деталей; скорее, пустячок, но, действительно, милый.


Впрочем, и то, что называется серьёзными социо-психологическими проблемами, задевает: подростковый суицид, к которому тянется не получающий от жизни радости Поль – не шутка. В оригинальном названии и фигурирует «доброволец-суицидник», но так звучит тревожно отталкивающе; понятно, отчего «суицидника» заменили на «отчаянного».

А вот с гендерной принадлежностью в российском титуле фильма напутали зря.

Тоже, в общем, понятно отчего: на постере Сара-Саша, логично, если будет женский род, но по фильму всё-таки выходит, что добровольца ищет именно вампир-гуманист; если посмотрите, поймёте.