Курентзис: Замок герцога Синяя Борода и Мистерия на конец времён

Currentzis: Bluebeard's Castle & De Temporum Fine Comoedia

Год: 2022
Страна: Австрия
Либретто (Замок Синей Бороды): Бела Балаж
Либретто (Мистерия на конец времен): Карл Орф
Постановка, декорации, костюмы и свет: Ромео Кастеллуччи
Хореография: Синди ван Акер
: Молодёжный оркестр имени Густава Малера
Хор musicAeterna: Виталий Полонский
Зальцбургский Баховский хор: хормейстер Бенджамин Хартман
Детский хор Зальцбургского фестиваля и театра: хормейстер Вольфганг Гётц
В ролях: Мика Карес, Аушрине Стундите, Хелена Раскер, Надежда Павлова, Елизавета Свешникова, Фрэнсис Паппас, Таксиархула Канати, Ирини Циракидис, Кристиан Рейнер, Геро Нифельштайн, Теодор Курентзис
Жанр: опера
Хронометраж: 175 мин.
Возраст: 18+

Ромео Кастеллуччи и Теодор Курентзис с необычной программой – совместной постановкой двух произведений, которые кажутся полной противоположностью

Ромео Кастеллуччи и Теодор Курентзис возвращаются в Зальцбург с необычной программой: совместной постановкой «Замка герцога Синяя Борода» Белы Бартока и «Мистерии на конец времён» Карла Орфа – двух произведений, которые на первый взгляд кажутся полностью противоположными друг другу.

Шедевр музыкального театра начала XX века, опера «Замок герцога Синяя Борода» была написана в 1911 году на текст венгерского драматурга Белы Балажа. Сюжет о Синей Бороде заимствован из сказки Шарля Перро – вельможа-женоубийца запрещает своей излишне любопытной последней жене заглядывать в комнату, где спрятаны тела предыдущих жертв. Опера Бартока представляет эту историю как диалог между двумя героями, Синей Бородой и Юдит, и драма развивается через духовное и эмоциональное противостояние. «Где находится сцена, внутри или снаружи?» – задаёт вопрос опера, приглашая зрителя к размышлению о загадочной природе театра как преломлённого отражения реальности.

На Зальцбургском фестивале опера «Замок герцога Синяя Борода» поставлена как часть двойной программы в сочетании с «Мистерией на конец времён» Карла Орфа. В этом спектакле режиссёр Ромео Кастеллуччи раскрывает глубокую связь между двумя произведениями при помощи контраста между внутренним состоянием и могучими внешними проявлениями.

Сжатость действия «Замка...», отсутствие пространственно-временной привязки и атмосфера тайны свидетельствуют о том, что опера происходит полностью внутри. По контрасту, «Мистерия на конец времён» – это произведение о Страшном Суде в интерпретации субъективных религиозных представлений композитора. На то, чтобы сочинить текст на греческом, немецком и латинском языках, у Орфа ушло целых десять лет, с 1960 по 1970 год. На работу оказало огромное влияние апокалиптическое видение греческого теолога Оригена Адаманта, в котором утверждается, что в конечном счёте даже демоны получат прощение и спасение.

Опера-оратория Орфа, представленная Кастеллуччи и Курентзисом на зальцбургской сцене впервые со дня своей премьеры в 1973 году, поражает зрителя первобытной, стихийной мощью. Такой эффект достигается в том числе настойчивым повторением ритмического рисунка в музыке, подчёркнутым массовыми хореографическими сценами Синди ван Акер. Атмосфера же, пронизывающая оперу «Замок герцога Синяя Борода» представляет собой диаметральную противоположность: Кастеллуччи отвечает на сдержанную камерность внутренней драмы тем, что смещает фокус внимания на перспективу Юдит – и на травму, которую раскрывает этот «театр психики».

В противопоставлении этих двух произведений, в контрасте между внутренним состоянием и внешними проявлениями невероятной мощи кроется их глубокое родство – Судный День наступает словно бы и для Юдит, как будто она сама совершила грех…

Елизавета СВЕШНИКОВА и Виталий ПОЛОНСКИЙ представляют премьеру оперного диптиха Теодора КУРЕНТЗИСА в Доме Радио в Санкт-Петербурге

Исследователь музыкального театра МАРИЯ АНДРЮЩЕНКО представила премьеру на большом экране оперного диптиха «Замок герцога Синяя Борода» и «Мистерия на конец времен» в московском кинотеатре Иллюзион
  • Москва

    29.11 | 14.12

    29 ноября, пятница

    14 декабря, суббота