Нижний Новгород

Рекорд

Наталья Шашкова
Директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева

Валерия Косенко
Киновед и кинокритик

Наталия Мокрушина
Киновед, научный сотрудник Госфильмофонда

Василий Степанов
Кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс»

Джим Пуговка и машинист Лукас (2018)

фэнтези, экшн, приключения, семейный

Объединяя Россию:
от Царскосельской железной дороги
до Великого Сибирского пути

«Я впадаю в роскошное  забытье и просто принимаю на веру, что еду откуда-то и куда-то», – писал Чарльз Диккенс в своих «Железнодорожных грёзах». Шел 1856 год. До рождения кинематографа в его современном понимании – то есть люмьеровского кинематографа – предстояло прожить ещё почти полвека, немало. И всё же, если не знать название статьи, кто  рискнет сказать, что британский классик пишет не про кино. Железная дорога и кинематограф схожи. Оба этих изобретения работают с пространством и временем, направляя человека по заранее заготовленному пути, с которого почти невозможно свернуть. 

Поезд – это предопределённость, в которой проглядывает предчувствие смерти, конечной остановки. Интересно, что «Мертвец» Джармуша начинается с поезда. Но кино похоже на поезд не только потому, что  снимает смерть 24 кадра в секунду (позволим себе соединить Годара и Базена), не только потому, что мы сидим с вами в удобных креслах, глядя в четырёхугольник, в котором проносятся некие картины. Поезд сам по себе похож на киноленту. Вагоны – если не кадры, то выложенная на монтажный стол последовательность эпизодов, сценок и планов. 

Поезд – как и кино – символ прогресса. Неслучайно один из первых массовых фильмов – «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». «На вас идёт издали курьерский поезд – берегитесь! Он мчится, точно им выстрелили из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить; начальник станции торопливо бежит рядом с ним. Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины… Публика нервно двигает стульями – эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и всё раздавит», – так описывает эту ленту и производимый ею эффект другой классик, Максим Горький.
 
 Перебирать поезда в кино можно бесконечно долго. Поездам покоряются все жанры – от вестерна до детектива, от хоррора до комедии – все времена и все континенты. Хорошему фильму трудно без поезда. Поезд в кино – это и тайна, и эффектная погоня, и неожиданная встреча с Другим, или как у Хичкока – с самим собой. Поезд – это противостояние природы и технологии. Поезд – пространство сна и удивления, место, где в любую секунду можно сорвать стоп-кран, и комфортное пространство обернётся опасностью. Поезд – модель социального устройства, ведь вагоны поделены на классы, а места строго распределены.

У каждой национальной кинематографии свой специфический образ поезда. В Европе  это место для преступления и страсти. В Америке – пространство авантюры. В Азии – демографического усердия и технологического рывка. Да и наш паровоз всегда летел вперёд с опережением графика: с парада Победы – на комсомольские стройки Сибири. Но, где бы ни пролегли рельсы, рядом с поездом всегда будет мчать киноаппарат – и закончится это их совместное путешествие скорей всего одновременно.

Василий Степанов, кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс»



Программа кинопоказов, посвящённая железным дорогам и вокзалам часть масштабного передвижного выставочного проекта «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути», который посвящён 185-летию открытия первой в России Царскосельской железной дороги и 130-летию основания Транссибирской магистрали. В 2022-2023 годах проект был реализован в городах, которые посещал будущий император Николай II в 1891 году во время своего путешествия по России: Владивосток – Иркутск – Новосибирск – Челябинск. Инициатором выступает музей-заповедник «Царское Село» совместно с Музеем железных дорог России, ГАРФ. Генеральный спонсор  – ОАО «РЖД».

В 2024 году проект продолжается в Нижнем Новгороде на площадке Нижегородского художественного музея. Среди предметов, представленных на выставке – живопись, графика, фотографии, документы, мемориальные мундиры, образцы ливрейного и форменного платья, памятные знаки, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с путешествиями императоров; материалы по строительству и функционированию железных дорог, модели поездов и вагонов. В каждом месте проведения экспозиция дополняется предметами и документами, рассказывающими о значении развития железнодорожной сети в регионе и судьбе его жителей. 

В Нижнем Новгороде планируется дополнить выставку организацией серии кинопоказов отечественных и зарубежных художественных фильмов и лекций историков, архитекторов, киноведов, затрагивающих тематику проекта. 

При поддержке

Организаторы

Соорганизаторы

Партнёры