Остановился поезд

The train has stopped

Год: 1982
Страна: СССР
Режиссёр: Вадим Абдрашитов
В ролях: Олег Борисов, Анатолий Солоницын, Михаил Глузский, Нина Русланова
Жанр: драма
Хронометраж: 91 мин.
Возраст: 16+
«Железная дорога – источник повышенной опасности!» Такое грозное объявление, скорей всего, видел каждый, кто хоть раз садился на поезд или стоял на железнодорожной платформе. Однако для режиссёра Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе, чей дуэт стал знаковым для советского кино времен позднего застоя и перестройки, фильм о столкновении пассажирского состава с потерявшими управление платформами – это не просто повод напомнить о трудовой дисциплине и служебных инструкциях по безопасности.

«Остановился поезд», снятый с полки в годы андроповской кампании по борьбе с коррупцией и разгильдяйством, – не социальное высказывание о проблеме подвига в мирное время (результатом чужих ошибок стала смерть машиниста), не политическая критика и не детективный триллер, а скорее философское наблюдение о природе советского человека и механике круговой поруки.

Железная дорога в этой работе, как это часто бывает в кино, кажется законченной моделью универсума. А одним из ключевых факторов успеха фильма становится актёрская работа Олега Борисова, исполнившего роль следователя Ермакова. Сотрудничество с дуэтом Абрашитова-Миндадзе продолжится для него в фильмах «Парад планет» и «Слуга».

Текст Василия Степанова


Перед показом фильма состоится лекция киноведа Валерии Косенко «Поезд в огне: как Абдрашитов и Миндадзе предсказали будущее» (30-40 минут).

Имена режиссёра Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе многие годы стояли рядом, представляя один из интереснейших творческих союзов в кино. Герои их фильмовОлег Янковский, Владимир Гостюхин, Олег Борисовотражали кризис советского человека на пороге больших изменений. Некоторые были готовы сойти с горящего поезда и оказаться в одиночестве, другие – пожелали остаться и гореть вместе с пережитками прошлого. 

На лекции выясним, на каком языке говорит кино Абдрашитова и Миндадзе, чем первые копии фильмов отличаются от тех, что мы привыкли видеть, и как два выдающихся автора запечатлели главную трагедию конца века – трагедию веры.