Режиссерская работа голливудской звезды Дэнзела Вашингтона с Дэнзелом Вашингтоном в главной роли – фильм вечных ценностей: крепкой драматургии и сочных актерских работ.
Премии «Оскар» за женскую роль второго плана удостоена Виола Дэвис, хотя хороши все, а мой личный фаворит – 67-летний Стивен Хендерсон, который играет в «Оградах» Джима Боно, старого, еще с тюремной отсидки, друга главного героя, верного собутыльника и напарника по уборке мусорных баков.
Всё и начинается с баков, едва не ставших для Троя Макссона (Вашингтон) причиной увольнения. Послевоенный Питтсбург, штат Пенсильвания, – город, где расизм не скалился так широко, как в душных южных штатах, но то и дело нагло ухмылялся – хотя бы при распределении профессий. За рулем мусороуборочных машин – только белые водители, черным же – вся грязная работа. Трой мириться с несправедливостью не привык, вступил в спор с боссом, поднял шум в профсоюзе – и теперь вынужден разбираться с мировым судьей.
Впрочем, до похода в суд – еще неделя, пока же впереди – уикенд, и сегодня – пятница, единственный день, когда Трой позволяет себе выпить крепкого и побалагурить с женой Роуз (Дэвис) и закадычным корешем Боно.
Трою 53 года, но сил еще полно – и на женщин хватает (хоть и бахвалится Трой, что перестал волочиться за юбками после женитьбы на Роуз), и на байки (он тот еще говорун, способный на ходу превратить воспоминания о лихорадочном бреде в эпос о том, как три дня и три ночи бился с мистером Смерть, и экспромтом нафантазировать, как купил мебель для нового дома, взяв кредит у дьявола – тот не стал требовать душу, но согласился на десятку 1-го числа каждого месяца). В пятницу Трой вручает жене еженедельный заработок – 76 баксов: не разгуляешься, но и не пропадешь, можно сэкономить на новый забор (и пособие младшего брата Гейба, вернувшегося с Второй мировой инвалидом, тоже в помощь). В пятницу к Трою заглядывает старший, от первого брака, сын Лайонз – стрельнуть всё ту же десятку: Лайонз – джазовый музыкант, работой по часам брезгует, а вот занимать деньги у отца – нет. Младший, Кори, тоже грезит наяву – уже не музыкальной, но спортивной карьерой: парня взяли в школьную бейсбольную команду, и он легко отказывается от унылой работы в супермаркете A&P, чего отец ни принять, ни понять не хочет.
Трой – человек приземленный, его установка – «мяч не всегда летит тебе прямо в руки», и угробить мечту сына – из самых лучших побуждений – ему ничего не стоит...
Если описывать «Ограды» в двух словах, то это – ладная экранизация театральной пьесы (ничуть не стесняющаяся театральной природы первоисточника и превращающая многословные диалоги в вербальную музыку; да, актеры могли бы претендовать не только на «Оскар», но и на «Золотую маску») про сильного мужика и его не самые простые отношения с людьми и миром: Трой совсем не идеальный, но живой человек, в котором много чего понамешано, и доброго, и дурного. Ценность пьесы и сценария Огаста Уилсона (он умер в возрасте 60 лет в 2005-м году и номинацию Киноакадемии получил посмертно) в принципиальном отказе судить героев – они такие, какие есть. Тем и интересны.
У них свои понятия о добре и зле; точнее, они просто не рефлексируют на эту тему – для мудрствований нет времени. Надо отбивать мячи, отвечая жизни ударом на удар.
Роуз хочет новую ограду – значит, надо построить. Хотя для чего этот забор из первоклассного дерева, рационально не объяснить: красть у семьи Макссонов нечего. Возможно, говорит Трою мудрый Боно, Роуз хочет удержать тебя и сына. А чего хочет сам Трой, весельчак и тиран, честный трудяга и уголовник, верный муж и неисправимый бабник? Для него эта ограда – как и всё существование – часть бесконечного соперничества с тем самым мистером Смерть, чей приход невозможно отменить, но можно отсрочить. Ретро в «Оградах» – не случайность, не эффектный исторический фон и даже не повод для антирасистских высказываний: перенос действия в 1940-50-е годы дает возможность мифлогизировать персонажей.
Прошлое, по определению, – время, когда и деревья, и чувства, и люди были большими.
Богатыри – не мы.