Канн-2017: Призовой расклад


Вадим Рутковский
29 мая 2017

Лауреат юбилейного 70-го фестиваля – «Квадрат» Рубена Остлунда

Итоги самого амбициозного фестиваля мира – в телеграфном формате

В репортажах с 70 Каннского фестиваля я писал почти обо всех фильмах, ставших победителями (здесь  – о двух основных). Мой скромный прогноз на победу «120 ударов в минуту» оправдался лишь отчасти – третий режиссерский опыт сценариста Робина Кампийо получил вторую по значимости награду, Гран-при жюри.

С победой фильма Рубена Остлунда «Квадрат» было бы легче смириться, если бы эта работа так назойливо не повторяла мотивы всех предыдущих остлундовских сатирических зарисовок.

Впрочем, этот режиссер открыт ММКФ, в конкурсе которого участвовал его дебют «Гитара-монголоид», так что в юбилейной Пальме есть и что-то родное нам.

Подробный итоговый текст требует хотя бы минимальной дистанции. Пока очевидно, что даже такая отлаженная десятилетиями машина, как Каннский фестиваль, уязвима перед велениями времени – в частности, перед доведенными до абсурда мерами антитеррористической безопасности: из-за них в первые дни фестиваль оказался на грани коллапса. Бесконечные проверки отняли реально много энергии, которую конкурсная программа, увы, не смогла компенсировать: то ли это кризис феста, то ли кризис кино, но официальная селекция продемонстрировала небывалое количество авторских самоповторов.

Пожалуй, это первый за многие годы Канн, где не было ни очевидного лидера, ни очевидных открытий. Впрочем, и очевидных провалов, о которых потом вспоминают чуть ли не чаще, чем об откровениях, тоже не было – если не считать таковым сверхпредсказуемый эротический триллер Франсуа Озона «Двуликий любовник» (объяснить его присутствие в конкурсе можно, только если трактовать, как путешествие в загадочный мир женского оргазма). О его участии забыли, кажется, и сами организаторы, не включившие повторный показ (в последний день в Канне традиционно крутят все фильмы-конкурсанты) в программку; в итоге на него пришло 17 человек.

Юбилейный приз 70-го Канна достался Николь Кидман, сыгравшей в двух конкурсных фильмах – «Убийстве священного оленя» и «Роковом искушении». Это редкий случай, когда почетная награда вручается конкретному человеку, а не фильму-участнику (так, например, в 2007-м юбилейный приз получил «Параноид-парк» Гаса Ван Сэнта, в 2002-м – «Боулинг для Колумбины» Майкла Мура, в 1992-м – «Говардс-Энд» Джеймса Айвори). На церемонии актриса уже не присутствовала, поблагодарив фестиваль в видеообращении.

Приз за лучшую женскую роль – у Дианы Крюгер в фильме «Из ниоткуда», приз за лучшую мужскую – у Хоакина Феникса: в патологическом нуаре Линн Рэмзи «Ты здесь никогда не был» (You Were Never Really Here) его герой молотком превращает в месиво головы сенаторов-педофилов; жюри не смогло устоять.

Страннее выглядит приз за сценарий, который жюри поделило между Рэмзи и авторами «Убийства священного оленя» Йоргосом Лантимосом и Эфтимисом Филиппоу. Странность в том, что «Ты здесь никогда не был» – экранизация романа Джонатана Эймса; впрочем, в Канне показали незаконченную, без титров версию фильма – возможно, жюри просто не узнало, что это адаптация литературного произведения.

Приз за режиссуруСофии Копполе, чьё «Роковое искушение» (The Beguiled) уже в июне выходит в наш прокат.

Приз жюри«Нелюбви» Андрея Звягинцева, уникального режиссера, для фильмов которого ни одно присутствие в Канне не прошло без наград.