На фестивале немецкого кино не обойтись без «Тони Эрдманна», участника Каннского кинофестиваля и официального претендента на премию «Оскар» от Германии (узнать обо всех национальных выдвиженцах можно из серии наших текстов). Мы разложили картину по полочкам, выбрав всё, что делает её такой славной – от актеров до болгарского чудовища.
Сандра Хюллер
Главную героиню, Инес Конради, «железную леди» из мира большого бизнеса, играет артистка с серьезным театральным бэкграундом: в кино Сандра дебютировала только в 28 лет – в «Реквиеме» (2006) Ханса-Кристиана Шмида, и к выбору экранных проектов подходит весьма придирчиво. За то, что стала актрисой, благодарит своего школьного учителя английского и немецкого языков: «Он основал театральный кружок, в который я поступила. Хотя в первую очередь меня интересовало не исполнительское мастерство, а языки, психология, человеческие секреты и глубинные мотивы наших поступков. И актерство помогло погрузиться именно в эти области».
Психология
Этой наукой увлекается не только Сандра Хюллер, но и режиссер Марен Аде. Тонкий психологизм – отличительная черта «Тони Эрдманна», оригинальной вариации на тему «дочки-фатеры». В разговоре о фильме уместны психологические термины: «скрытая безотцовщина», «всемогущий контроль», «эмоциональное выгорание». Психология личности здесь неотделима от психологии бизнеса, и «синдром опустевшего гнезда» на равных правах с «воронкой открытых вопросов» или «ареной торга».
Петер Симонишек
Играет отца Инес, Винфрида Конради, прячущегося за «артистическим» псевдонимом Тони Эрдманн. В отличие от сдерживающей эмоции и предрасположенной к тотальному контролю дочери, Винфрид-Тони – стихийный анархист и артист по жизни, превращающий в комические представления все рутинные повседневные действия. Балагур и весельчак – лишь одна из ипостасей живого австрийского классика, 70-летнего Симонишека, звезды авторитетного венского Бургтеатра.
Румыния
Работа приводит Инес в Бухарест, где и разыгрывается большинство эпизодов фильма. Место действия придает «Тони Эрдманну» неожиданное сходство с румынской волной – самым успешным кинотрендом нового тысячелетия. Заметную второплановую роль играет Влад Иванов, зловещее лицо румынской волны, без которого обойдется редкий актуальный фильм (не обошелся и каннской соперник «Тони Эрдмана», «Бакалавриат» Кристана Мунджу; ниже – кадр из него, а ещё ниже – съёмочная группа «Тони Эрдманна» в Канне, Иванов – крайний справа).
Кукер
Другой эффектный восточноевропейский мотив фильма – «болгарское чудовище», в которое переодевается затейник Тони. В фольклоре южных славян кукеры, ряженые в вывернутые мехом наружу шкуры, – непременные участники святочного обряда, посвященного плодородию. Благодаря «Тони Эрдманну», мохнатое двухметровое существо стало героем Каннского фестиваля. Удивительное совпадение: куеры появились и в абсурдистской французской комедии «Апноэ», показанной в каннской параллельной программе «Неделя критики», Правда, в отличие от прогремевшего «Тони», «Апноэ» мало кто посмотрел. (На фото компанию чудовищу составляет режиссер Марен Аде).
Накладные челюсти
Беспроигрышная карнавальная деталь, которую использует Тони – вроде бы, пустяк, но как меняет человека! Он приобретает почти паранормальную способность улучшать жизнь окружающих – пусть ненадолго, но она становится значительно веселее.