Детективный нуар с Лолой Кёрк и Зоэ Кравиц, очаровательными (каждая – по-своему) музами нового американского кино, продолжает антологию порочных и прекрасных картин, вдохновленных голливудскими холмами.
Самая изысканная премьера «Амфеста» «Близнецы» – это тайна, расследование, стиль. Это эротика, разлитая в тревожном ночном воздухе, и странная история женской дружбы (которая, в чём убеждены многие, в реальности невозможна).
В репортаже с фестиваля в Локарно, где прошла мировая премьера «Близнецов», я сравнил новый фильм Арона Каца («Холодная погода») с «Блокбастером» Романа Волобуева – их роднит любовь к криминальному жанру, легкость режиссерского почерка и, самое важное, упоение героинями.
Зоэ Кравиц в роли восходящей, но уже осаждаемой безумными поклонницами звезды, и Лола Кёрк, играющая её ассистентку (на самом деле, куда больше, чем ассистентку – героиня совмещает все возможные функции, от подружки до бодигарда) – дуэт, как минимум, года.
Есть в «Близнецах» и третье главное действующее лицо – это город.
Лос-Анджелес, колыбель Голливуда, кинематографическая мекка, где искусство всегда идет рука об руку с преступлением, слава намертво связана с коварством, ночи пахнут тропиками, алкоголем, табаком и порохом.
О Лос-Анджелесе сняты сотни картин, часто отдающих предпочтение жанру фильма нуар – где у улиц нет названий, который час, и то никто не знает точно. Город гипнотизирует и звезд, и неудачников; собственно, гипноз – второе имя этого предельно мифологизированного места на карте мира.
«Близнецы» вносят свой весьма значительный вклад в LA-летопись. К их российской премьере – подборка других, наиболее важных лос-анджелесских зарисовок.
В произвольном порядке. С минимальными комментариями.
«Каньоны» (The Canyons, 2013)
Пол Шредер экранизирует триллер Брета Истона Эллиса: с Линдсей Лохан, и одиозной порнозвездой Джеймсом Дином, без оглядки на хороший вкус, с наглым перемигиванием и с Эросом, и с Танатосом одновременно.
«Неоновый демон» (The Neon Demon, 2016)
Арт-проект Николаса Виндинга Рефна – от нуара к каннибальскому хоррору и радикальной киноинсталляции, больше похожей на предмет современного искусства. В главной роли – Эль Фэннинг, но значение имеют и два камео – Киану Ривза и пумы.
«Малхолланд Драйв» (Mulholland Dr., 2001)
Ребус Дэвида Линча. Разгадки, возможно, не имеет, но на него волей-неволей ориентируются все режиссеры, берущиеся раскрыть тему LA, кино и мистики.
«Внутренняя империя» (Inland Empire, 2006)
Нельзя не сделать исключение для Линча и включить в наш список еще один его фильм – огромный (хронометраж – 180 минут), больной, опасный и прекрасный.
«Скала Малхолланд» (Mulholland Falls, 1996)
Один из самых значительных ретро-неонуаров недавнего времени – достижение ненадолго ассимиловавшегося в Голливуде новозеландца Ли Тамахори. Помимо обязательных составляющих нуар-рецептуры (убийства, проституция, коррумпированная власть), в «Скале» есть и оригинальный ингредиент, усиливающий зловещую магию: подземные ядерные испытания.
«Китайский квартал» (Chinatown, 1974)
Без мрачного хрестоматийного шедевра Романа Поланского этот список был бы невозможен.
«Секреты Лос-Анджелеса» (L.A. Confidential, 1997)
Сенсационный нуар Кертиса Хэнсона, принесший «Оскар» Ким Бэйсингер. Хотя и каждый из актеров-мужчин был достоин этой награды.
«Восходящее солнце» (Rising Sun, 1993)
Эпохальный дуэт Шона Коннери и Уэсли Снайпса – мачо разных цветов и возрастов расследуют дело со сложным самурайским характером. Сильное высказывание автора киноэкранизации «Невыносимой легкости бытия» Филипа Кауфмана про город и расовую политику.
«Бульвар Сансет» (Sunset Boulevard, 1950)
Кодой нашей короткой коллекции – классическая голливудская история Билли Уайлдера с трупом-рассказчиком.