На открытии ежегодного смотра европейских кинодостижений – фестиваля West Wind – фильм о Европе, который могли снять только в Германии. Немецкая кинематография отличается от всех прочих европейских удивительным душевным здоровьем. Какой бы болезненной ни была тема, немцы не склонны унывать и предаваться упадническим настроениям. Волны мигрантов – серьезное испытание для старушки Европы, повод для оголтелой кинопублицистики, надсадных экзистенциальных драм, суровых триллеров, депрессивных физиологических очерков.
Но немцы – честное слово, молодцы – предпочитают не паниковать, не ужасаться и не скулить: проблемы – проблемами, а смех – смехом, и лучшего лекарства для решения проблем пока не изобрели.
И не стоит уличать авторов фильма в недооценке насущных социальных вопросов или этаком популистском украшательстве: «Добро пожаловать в Германию» – в равной степени и залихватский, и умный фильм. Не только, кстати, про адаптацию европейцев к мигрантам: к другой вечной и острой проблеме – кризису внешне благополучной буржуазной семьи – у фильма такой же смелый смехотерапевтический подход.
Итак, жили-были в приземистом и уютном герр-городе Мюнхене Хартманы – добропорядочная чета хирурга и домохозяйки, родители двух взрослых детей – студентки и бизнесмена, заключающего сделки века в Шанхае. Казалось бы, образцовая – как Стоговы из школьного учебника английского языка – ячейка общества, хранящая традицию воскресных обедов (ради которых даже шанхайский делец Филипп готов на многочасовой перелет). Но это только на первый взгляд.
Доктор Рихард Хартман до истерики напуган неумолимо приближающимся старением и с помощью друга – пластического хирурга и идейного бабника – предпринимает конвульсивные попытки отстрочить неминуемое – то инъекцией ботокса, то походом в ночной клуб (ажитация с сединою на висках – уже смешно). Его жена Ангелика (блистательная роль Сенты Бергер, легенды европейского кино и звезды брутальных голливудских фильмов Сэма Пекинпа) чахнет от безделья – повседневная скука заставляет задуматься о преподавании немецкого беженцам (столкновение прекраснодушной мечтательницы с социальной реальностью – еще один повод для смеха). У Филиппа (популярнейший Флориан Давид Фитц; он играет главную роль и фильме-участнике фестиваля «Новое кино Австрии» «Кёстнер и маленький Вторник», прошлой зимой мы показывали его «Самый крутой день» на Фестивале немецкого кино) личная жизнь просто летит к чертям – жена ушла, работа не оставляет ни минуты времени на сына. Ну а дочке Хартманов Софи светит неприятная перспектива превратиться в старую деву.
И всё бы, наверное, закончилось как в некоторых фильмах Михаэля Ханеке, то есть, очень плохо, если бы не пришествие в семью Хартманов африканца Дьялло, ожидающего решения о предоставлении политического убежища.
По инициативе Ангелики Хартманы рискуют дать приют эмигранту – со всеми вытекающими последствиями.
«Добро пожаловать...» трезво иронизирует над революционными идеями 1968-го: не главный, но значимый персонаж фильма – подруга Ангелики, левая активистка Хайке, для которой бунтарское поведение – тоже своеобразный рецепт молодости. Однако за иронией – признание достижений той революции, вроде бы, проигранной обществу потребления.
После 1968-го Европа уже никогда не отступит от демократии; тут дело не только в том, что, как говорят герои другого фильма, «у Меркель есть яйца».
«Добро пожаловать...» смеется над нашими (да, теперь и нашими тоже) страхами перед чужаками, доступно (и убедительно!) показывая, что страхи, в основном, фантомные – игры скованного предрассудками разума, боязнь реальности и самих себя.
«Добро пожаловать...» – очень полезный фильм, не случайно мы показываем его и на открытии West Wind в Санкт-Петербурге, и в рамках московского уикенда фестиваля . Освобождение – вот то ощущение, которое дает этот немецкий хит (и которое, собственное, и сделало его хитом).
Жить – рядом с такими же, как мы, и рядом с теми, кто разительно на нас непохож, – легко.
Звучит утопично. Но на самом деле принять этот факт также просто, как посмотреть фильм. Попробуйте – должно получиться.