Сказочное кино


Вадим Рутковский
9 October 2022

С 11 по 16 октября в московском кинотеатре «Октябрь» проходит первый кинофестиваль КАРО. Арт – залп премьер и ретроспективных показов в диапазоне от Дзиги Вертова, Педро Альмодовара и Леоса Каракса до Бориса Юхананова, Клемана Кожитора и братьев Дарденн

22 фильма за шесть дней: авторские гала-хиты, кинопанорамы современной Европы и современной России, аудиовизуальные эксперименты и сказочный триптих-титан «Пиноккио», родившийся из алхимического союза театра и кино. Выбираем 8 cool-событий фестиваля.

1. «Пиноккио» Бориса Юхананова


Сначала было слово – пьеса Андрея Вишневского «Безумный ангел Пиноккио», созданная ещё в 1970-е. Потом – театральный диптих Бориса Юхананова «Пинокио. Лес» и «Пиноккио. Театр», вышедший на сцене Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ осенью 2019 года. Я писал о невероятном и, по сути, не поддающемся адекватному описанию спектакле в тексте «Планета Пиноккио».

Теперь у этого космического тела появляется новый спутник – кинотриптих;

со спектаклем в основе, но не фильм-спектакль; трёхактный фильм-сказка общей продолжительностью четыре часа пятнадцать минут.


На мировой премьере 15 октября его будут показывать с двумя антрактами – после первой части «Лес» и после второй «Спектакль». А по завершении третьей части «Театр» на сцену поднимется сам демиург фантастического мира, Борис Юхананов, и поговорит со зрителями (и мной в качестве модератора дискуссии) о мистике, реальности, приключениях души, возможности чуда – для разговоров много тем, для разговоров время есть.

2. «Сыновья Рамзеса» Клемана Кожитора


Второй полнометражный игровой фильм абсолютно удивительного французского автора, равно близкого и кино, и contemporary art, и театру: горжусь, что мои родные СoolConnections и проект TheatreHD показывали в кинотеатрах России «Галантные Индии», поставленные Кожитором в Парижской опере. Я писал об этой революционной работе в тексте «Здесь испытаешь ты восторг»; собственно,

так мог бы называться текст о любых исканиях Кожитора – всегда непредсказуемых путешествиях в пограничные территории разных жанров и культур.

Место действия (и оригинальное название) нового фильма – квартал Goutte d'Or, населённый выходцами из Африки. Российская премьера «Сыновей Рамзеса» – 14 октября, в фестивальной секции «Современность / Европа».

3. «На тебе сошёлся клином белый свет» Игоря Поплаухина


Параллельно с Кожитором, 14 октября, в секции «Современность / Россия» на фестивале КАРО. Арт показывают

самый пронзительный отечественный фильм года – печальный трип по потустороннему,

вдохновлённый биографией Янки Дягилевой (но ни в коем случае её биографией не являющийся). Подробно о картине Игоря Поплаухина – здесь, в репортаже с выборгского «Окна в Европу».

4. «Парень встречает девушку» Леоса Каракса


В ретроспективной программе фестиваля КАРО. Арт «Орландо» Салли Поттер встречается с «Женщинами на грани нервного срыва» Педро Альмодовара, «Чапаев» братьев Васильевых – со «Счастьем» Александра Медведкина; эклектичный набор шедевров; необыкновенный квартет – радость одержимого всеядного синефила. Для этого гида рискну выбрать чёрно-белый дебют жестокого романтика Леоса Каракса Boy Meets Girl, открывший миру хрупкого демонического клоуна Дени Лавана. «Парень встречает девушку» не настолько засмотрен до дыр, как четвёрка других ретроспективных фильмов фестиваля;

и в фильмографии самого Каракса трагическую сказку о любви, кино и грустном Париже несколько затмевают последующие работы – что объяснимо, но несправедливо.

Показ – 12 октября.

5. «История Гражданской войны» Дзиги Вертова


Фильм открытия фестиваля (11 октября) – самый старый в программе и бесконечно молодой. Не потому, что предчувствие гражданской войны то и дело витает в воздухе, а потому что вторая лента Дзиги Вертова, бога советского и мирового документального кино, считалась утраченной и была восстановлена киноведом Николаем Изволовым только в 2021-м году.

Изволов – насколько историк, настолько и маг;

в 2018-м восстановил дебютный монтажный фильм Вертова «Годовщина революции». «Я подумал, что если оказалось возможным реконструировать фильм 1918 года, то почему бы не попробовать восстановить другой, сделанный в 1921-м, погибший. Ведь он был ближе к нашему времени, а значит, шансов сохраниться у него должно быть больше. Как стало понятно в дальнейшем, тезис был ошибочен. Но зато первичный импульс был настолько силен, что смог победить традиционный скепсис историка и заставить меня взяться за эту работу».

6. «Корсаж» Мари Кройцер


Во-первых, это про мятежную австрийскую императрицу Елизавету Баварскую: в 1950-е царственная роль сделала звездой юную Роми Шнайдер (к любимой австриячке Роми вернулась и в висконтиевском «Людвиге»). Во-вторых, это новый фильм Мари Кройцер, постоянной участницы наших фестивалей нового кино Австрии («Где же мы ошиблись?», «Безотцовщина», «Земля под моими ногами»);

и фильм не столько про историю, сколько про феномен моды – никакой архивной пыли.

В-третьих, в главной роли – Вики Крипс, одна из лучших актрис наших дней. Российская премьера – 12 октября.

7. «На выдохе» Рината Махмудова


Молодёжная драма (с хорошим концом) о боевой детдомовке и парне-колясочнике. Звучит как жуткая эмоциональная манипуляция – особенно если добавить, что героиня лишается подаренной государством квартиры, а мама героя (неожиданная роль Елены Подкаминской) вынуждена приторговывать – через любовника-полицейского (Фёдор Лавров) – краденой рыбой. «Чернуха», – скажите вы. И ошибётесь. В порывистом, несовершенном, но живом дебюте Рината Махмудова есть лёгкость и нет упоения мытарствами;

даже хмурый Мурманск выглядит городом воздуха и робкого рассветного света.

И молодые актёры – Анастасия Самылова и Иван Логинов – совершенно замечательные. И хэппи-энд – ненавязчив, естественен. Московская премьера – 15 октября, в той же секции «Современность / Россия», где на фестивале КАРО. Арт показывают фильм Поплаухина и трогательный дебют Светланы Устиновой, мелодраму с Юлией Снигирь и Евгенией Добровольской «Время года зима».

8. Видеофрески Сергея Сонина и Елены Самородовой


В программе «Эксперименты» 14 октября – пять видеоработ в живом музыкальном сопровождении. Сонин и Самородова – создатели и хроникёры диковинных ритуалов на просторах Секретной России:

здесь чудеса, здесь зайцы бродят, и бескрайняя империя оборачивается своей сказочной стороной.

Не наяву, так хотя бы в сакральной темноте кинозала.