В Локарно завершился 69-й кинофестиваль. Главный приз Pardo d'oro, «Золотой Леопард», жюри под председательством мексиканского классика Артуро Рипштейна отдало болгарской драме «Безбог».
Я не писал о фильме раньше только потому, что посмотрел его на повторе, в день закрытия, за несколько часов до объявления наград. Для болезненных социальных драм такого рода в нашем лексиконе со времен перестройки есть определение «чернуха». Главная героиня, медсестра Гана (актриса Ирена Иванова получила Pardo за лучшую роль), работает в социальной службе «Рука об руку», ухаживая за одинокими стариками – возможно, именно из-за этих сцен, с пролежнями, изгаженными простынями и убогим бытом, чувствительных зрителей предупреждают о возможном шоке.
Гана крадет у подопечных удостоверения личности, чтобы полицейский коррупционер, всесильный оборотень в погонах, использовал эти документы в финансовых махинациях. Однажды полиция стучит (электричество отключено за неуплату) в дверь старика, ставшего Гане почти что другом – и история приобретает кафкианские черты, в которые веришь без всякого напряжения.
Жутко жить в посткоммунистической Болгарии, господа. Но вообще я не иронизирую. Это, конечно, очень расчётливый фильм, но что с того – сделан он превосходно, при том, что режиссер Ралица Петрова – дебютант. Как переводить название? «Безбожница», «Безбожники»? Я бы оставил оригинальное болгарское Безбог – так называется гора, которая упоминается в фильме.
Мой любимый фильм «Мистер Вселенная» получил только специальное упоминание, зато у него приз параллельного жюри прокатчиков Europa Cinema Label – вдруг поможет пробиться и в наш прокат?
А вот в дебютном конкурсе Cineasti del presente жюри итальянского маэстро Дарио Ардженто вручило «Золотого Леопарда» «Апогею человечности», с чем я полностью солидарен.
Как и с премией за режиссуру японцу Тецуе Марико за Destruction Babies.