На исходе фестиваля начинаешь грустить. Жалеешь, что человек – не «Онлайм», не может выбрать режим добровольной блокировки, чтобы отключиться по окончании феста и очнуться уже летом 2017-го, в юбилейном 70-м Локарно. Плюс, конечно, сказывается усталость – от фильмов, которые даже не пытаются быть интересными (и тут чемпион – «Призрачная дорога» немки Ангелы Шанелек). Ну да ладно.
От лирики – к делу, а на невыносимую Шанелек в конкурсе дивный ответ: «Молодость», дебют режиссера Жюльена Самани, спродюсированный великим португальцем Паулу Бранко. Бранко работает только с тем кино, которое любит; поддерживает неоднозначных классиков – вроде Анджея Жулавского, вернувшегося в прошлом году в режиссуру после 15 лет молчания с «Космосом» (и получившего в Локарно приз; как оказалось, последний в своей жизни). И вкладывается в новичков, какими бы сомнительными не были их проекты – вроде одновременно и прекрасного, и невыносимого «Леса кенконс», показанного в этом году вне конкурса в Канне дебюта актера Грегуара Лепринса-Ринге.
В жюри Локарно в этом году крутой американский оператор Шон Прайс Уильямс. Оказалось, что у него есть одна режиссерская работа – микс нуара про похитителей старинных полотен, арт-порно и атмосферного городского романса: дикая, но симпатичная графомания «Глаза находят глаза», выходившая в прокат только во Франции (а в Локарно ее показали в программе «Фильмы жюри»). Так вот, это вполне безумное произведение тоже продюсировал Бранко. «Молодость» – вольная адаптация повести Джозефа Конрада (в русском переводе она известна как «Юность», вот тут можно прочесть, минималистичный фильм о людях в океане:
портовый бездельник, грезящий сказочными богатствами, устраивается юнгой на корабль Judée, ведомый старым и странным капитаном (колоритнейшая роль Жана-Франсуа Стевенена).
Уходит в плавание. Заходит в портагальский порт. Терпит кораблекрушение. Собственно, почти всё.
В кадре – дистиллированная океанская романтика – «на наших могилах не бывает цветов» – под красивый и тревожный электронный саундтрек Улисса Клотца. Чистые эмоции; если смотреть с холодным носом, подумаешь: ничего особенного, и приключений маловато – шторм, одна чужая смерть, пробоина, крушение. Но лучше не анализировать, а довериться стихии; меня унесло далеко-далеко, почти как много лет назад лучший на свете фильм на ту же тему – «Краб-барабан» Пьера Шёндёрфера. Я смирился даже с жутким ляпом: в сцене пожара есть общий план, в котором отчетливо видно, что на корме другое название, не Judée, а некий Lutador. Видимо, то, что Бранко удалось раздобыть для сожжения.