За последние десять лет он несколько раз давал развернутые, «итоговые» интервью, в основном, британским телеканалам. И каждое из которых неизменно объявлял самым-самым последним, обещая, наконец, завязать с прессой и полностью посвятить оставшиеся силы перу и бумаге (последнее из таких интервью прошло во время знаменитого литературного фестиваля в Хее и тоже было заснято). Главное, однако, в другом: эта встреча позиционируется как «Вечер с Джорджем Смайли», как «разговор с героем через автора». Ситуация совсем уникальная – представьте, для сравнения, творческий вечер Иэна Флеминга «Вечер с Джеймсом Бондом»!
Джордж Смайли, между тем, был в романах Ле Карре кем-угодно – главным героем, второстепенным персонажем, вторым человеком в шпионском «Цирке», отставным сексотом, катализатором эффектных развязок международных интриг – но он никогда не был альтер-эго писателя. А если и был им, то состоял со своим создателем в куда менее заметном генетическом родстве, нежели распутник 007 – с Флемингом (ле Карре в жизни - все-таки, более светский персонаж; заинтересованных в подробностях отсылаю к опубликованным в прошлом году великолепным мемуарам писателя «Голубиный тунель: Истории моей жизни»). Зато, как сообщает ле Карре в рекламном ролике мероприятия, писатель по имени ле Карре и персонаж по имени Джордж Смайли родились в один и тот же день, на первой странице романа «Звонок покойнику». И как ни крути, именно он, Смайли, стал главным актером и звездой труппы «театра большого мира, который я попытался создать из мира секретного, который был мне известен» (цитата ле Карре из того же ролика).
Главным инфоповодом для перекрестного допроса автора и героя стал сенсационный камбэк Джорджа Смайли в новом романе ле Карре «Наследие шпионов». Возвращение, и правда, нежданное – даже по пересмотренной самим писателем хронологии жизни Смайли ему сейчас должно быть не меньше ста лет (а если взять расчет таймлайн первых романов 1960-х годов – так и все 110). С другой стороны, когда, как не сегодня – в разгар «холодной войны, v. 2.0» – снова возвращаться с холода и выходить из тени серому кардиналу британской разведки. «Наследие шпионов» – девятый роман, в котором задействован этот виртуоз интеллектуальной игры вдолгую, эта «рептилия, умеющая регулировать температуру своего тела», в неизменной тройке и больших очках в черной оправе. Ле Карре обещает, что на этот раз выход Джорджа Смайли точно окажется последним (его предыдущее появление случилось в романе 1990 года «Секретный пилигрим»). Но ведь в мире международного шпионажа никогда не говорят «никогда», и сколько продлится новая глава холодной войны, не знает даже сам мистер Смайли.
Жизнь Смайли на больших и малых экранах – отдельная тема, где были и порочный Джеймс Мейсон в «Деле самоубийцы» Сидни Люмета, и холодный, как рукоятка «Беретты», Алек Гиннесс в хрестоматийном сериале BBC, и куда более сдержанный, чем обычно, Гари Олдман в триллере Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон!» Хотя, самым близким к своему персонажу по психофизике оказался, пожалуй, Саймон Расселл Бил, сыгравший разведчика в эпопее Radio 4, охватившей все романы про Смайли.
На следующий день после творческого вечера, 8 сентября, вдохновленные рандеву с писателем зрители смогут пересмотреть на большом экране одну из лучших экранизаций ле Карре последнего времени – «Самого опасного человека» Антона Корбайна. Показ фильма будет сопровождаться Q&A-сессией с актером Григорием Добрыгиным, которого уже можно считать главным российским спецом по ле Карре: в прошлом году он снялся и в следующей – последней на сегодняшний день – экранизации романа писателя «Такой же предатель, как и мы».