Скандальный «Оскар» в лунном свете


Вадим Рутковский
27 February 2017

Краткое содержание 89-й церемонии награждения

Вручение премий «Оскар» прошло 26 февраля и завершилось – после немыслимой накладки – победой «Лунного света».

В начале месяца, накануне выхода фильма в российский прокат, я делился и уверенностью в его победе по объективным, так сказать, причинам, и сомнениями в этой победе, связанными с собственным прохладным отношением к фильму. Теперь «Оскар» за лучший фильм 2016-го «Лунному свету» (продюсеры Адель Романски, Деде Гарднер и Джереми Клейнер – этот приз, напомню, получает не режиссер, а продюсеры, хотя режиссера Барри Дженкинса на сцену любезно пригласили) – исторический факт. Как и чудовищная ошибка при объявлении победителя, но об этом ниже; пока – фото, на котором продюсер «Ла-Ла Ленд» Джордан Горовиц расстается с полученной по ошибке статуэткой.

Не буду рассуждать на тему, вспомните ли вы название «Лунный свет» через год (помните, кстати, кто победил в 2016-м? Правильный ответ – «Вне поля зрения»); вообще, ругать премию за небрежение искусством и политическую конъюнктуру (а заодно упрекать церемонию в скуке) стало общим местом. Но смысл ворчать? Всё равно следим, смотрим, комментируем. Так что дальше – коротко о победителях; с миимальным вкраплением оценочных мнений.

Начало 89-й церемонии – огонь: зал на подтанцовке у Джастина Тимберлейка, исполняющего Cant’t Stop The Feeling.


Далее микрофон перешел ведущему – телевизионному комику Джимми Киммелу, дебютанту в качестве оскаровского MC, предсказуемо
начавшему со шпилек в адрес нового президента Америки: «Нашу трансляцию смотрят миллионы американцев и более, чем 225 стран мира, которые нас сейчас ненавидят... Восхитительно!» (России, кстати, в этом списке нет). Трамп заслужил и благодарность – за то, что сегодня уже никто не вспоминает о главном скандале прошлого года: отсутствии среди основных номинантов афроамериканцев. Ну так афроамериканский вопрос академики решили окончательно – и победителем в первой же номинации – «Лучшая мужская роль второго плана» – стал Махершала Али за роль наркодилера и, по совместительству, педагога – наставника подрастающего героя в «Лунном свете». Собственно, учителей Али и благодарил своим идеально поставленым голосом с точно дозированным дрожанием.

Да, а самую жестокую (и, вроде бы, незапланированную) шутку Киммел выдал под конец церемонии, когда на несколько минут победителями по ошибке стали продюсеры «Ла-ла Ленда»; однако я забегаю вперед. Пока же «Оскар» в номинации «Грим и прически» – у агрессивного комикса «Отряд самоубийц», обошедшего «Стартрек: Бесконечность» и шведскую трагикомедию «Вторая жизнь Уве» (впервые показанную в России на нашем фестивале шведского кино).

Судя по комментариям в соцсетях, это шок для блоггеров – очевидно, из-за вопиющего несоответствия брутального и аморального фильма оскаровским стандартам.

Лучший дизайн костюмов – «Фантастические твари и где они обитают»; первый «Оскар», неполученный «Ла-ла Лендом».

Лучший полнометражный документальный фильм – байопик актера и убийцы О. Джей. Симпсона «О. Джей. Сделано в Америке» Эзры Эдельмана, телепроект длиной в семь с половиной часов. Фильмы, представленные в этой номинации, обычно не слишком резонансны за пределами Америки («непопулярнее» только номинация «Короткометражный документальный фильм»; в ней в этом году победили посвященный войне в Сирии «Белые шлемы» британца Орландо фон Айнзидела). Этот год – исключение: в пятерку претендентов входил нашумевший победитель Берлинале, «Море в огне» Джанфранко Рози, и «Анимированная жизнь», побывавшая в ограниченном российском прокате, а впервые показанная в России на нашем фестивале «Доку-MENTAL».

По обыкновению официозную речь президента Киноакадемии Шерил Бун Айзекс подсластили леденцами – сотни пакетиков с конфетами на парашютах приземлились в зал. Лучший монтаж звуковых эффектов – у «Прибытия».

Это самый бесспорный «Оскар»:

в фантастической драме перфекциониста Дени Вильнева сложнейшие звуковые эффекты играют наравне (если не лучше) с актерами.

Другой «аудио»-«Оскар» – за sound mixing – достался (анти)военному эпосу «По соображениям совести». В чём разница между монтажом и сведением звука – спросите у специалистов; я, честно, никогда не понимал.

Винс Вон представил обладателя почетного «Оскара» за вклад – Джеки Чана; впрочем, этот спецприз был вручен еще в ноябре; можно отметить событие походом на новейший фильм с Чаном – «Отпетые напарники» неистового финна Ренни Харлина ещё в прокате.


Лучшей актрисой второго плана признана афроамериканка Виола Дэвис за роль в драме Дэнзела Вашингтона «Ограды». Дэвис, получившая приз из рук прошлогоднего лауреата в мужской второплановой номинации Марка Райленса, разревелась во время благодарственной речи – почти как Холли Берри, положившая начало сценическим рыданиям в 2002-м, получая приз за главную роль в «Бале монстров».

«Оскар» за лучший фильм на иностранном языке – у «Коммивояжера» иранца Асгара Фархади;

других вариантов и не было – после антимиграционного указа Трампа, затруднявшим приезд режиссера в Лос-Анджелес.

Впрочем, с указом всё сложно – он, насколько я понимаю, уже отменен, а Фархади не явился на церемонию в знак протеста против «неуважительной» политики нового президента. Напомню, что в мае 2016-го «Коммивояжер», включенный в каннский конкурс в последний момент и показанный в последний день фестиваля, заработал призы за сценарий и лучшую мужскую роль; по мне, появись аналогичный фильм в Европе или Америке, прошел бы незамеченным по разряду вымученной семейной драмы, но иранские национальные особенности меняют дело. В итоге, это второй, после премии 2012-го за «Развод Надера и Симин», «Оскар» Фархади.

А визу на въезд в США не смог получить один из операторов документальной короткометражки «Белые шлемы», сириец Халед Хатеб, и в церемонии участвовало его видеообращение с призывом к миру.


«Оскар» за лучшую анимационную короткометражку – у шестиминутного пиксаровского мультика про птичку «Песочник» (Piper); торжество умиления. Кстати, скоро подборки игровых и анимационных оскаровских коротышек выйдут в наш прокат, можно будет сравнить.

В полнометражной анимационной номинации всех обошел – ура! – «Зверополис», фигурирующий и в нашем итоговом списке лучшего за 2016-й год.

Первый «Оскар» «Ла-ла Ленду» приносит работа художников Дэвида Васко и Сэнди Рейнольдс-Васко. Лучшие спецэффекты – у «Книги джунглей», выпустившей на экран на редкость натуралистичных зверей; им проиграли и «Изгой-один», и «Доктор Стрэндж», и «Глубоководный горизонт», и «Кубо: Легенда о самурае».

«Оскар» за лучший монтаж«По сображениям совести».

Мои личные аплодисменты – победителю в номинации «Лучший игровой короткометражный фильм». Это венгерский «Хор» Криштофа Деака (в оригинале фильм называется «Все», Mindenki, в англоязычных странах – «Пой», Sing), четкая социальная драма, в которой за частной историей одного школьного хора видна глобальная картина нездорового общественного устройства.

Настоящий восточноевропейский шедевр!

Второй «Оскар» «Ла-ла Ленда» – за операторскую работу Линуса Сандгрена. Третий – за музыку Джастина Гурвица. Четвертый – за песню City of Stars. Кто бы сомневался. Да, перед тем, как Скарлетт Йоханссон объявила о победе «Города звезд», Джимми Киммел (он представлял дирижера, по взмаху палочки которого оркестр начинает «глушить» заболтавшихся лауреатов) едва не разбил нос – споткнувшись о подножку Мэтта Дэймона: нарочитая вражда этих звезд длится не один год, и сценаристы нынешнего «Оскара» сделали из нее отдельный, растянувшийся на всю церемонию перформанс. Непонятно, была ли подножка вписана в сценарий или это экспромт Деймона.

Традиционный оскаровский In Memoriam – посвящение ушедшим за последний год – представила Дженнифер Энистон. За день до церемонии печальный список пополнил актер и режиссер Билл Пэкстон, скончавшийся в 61 год.

Бен Аффлек и Мэтт Дэймон предварили вручение «Оскара» за лучший оригинальный сценарий (у ребят он есть – за «Умницу Уилла Хантинга») заявлением, что для хорошего фильма нужны три вещи – сценарий, сценарий и еще раз сценарий (сославшись на Хичкока). (Тут смешно, что Киммел представил дуэт «Бен Аффлек и гость», а слова Деймона заглушал тот самый оркестр). «Оскар»-2017 ушел Кеннету Лонергану за «Манчестер у моря» – в каком-то смысле справедливо: по мне, так фильм почти невыносимо смотреть из-за железобетонной сценарной детерменированности каждого эпизода; ни намека на спонтанность, жизни – нет. Забавная рифма с «вручантами»: в главной роли в «Манчестере» младший брат Бена, Кейси Аффлек, а Дэймон – один из продюсеров фильма.

Лучший сценарий – адаптация литературного произведения«Лунный свет» Барри Дженкинса и Тарелла Элвина МакКрэйни, автора оригинальной пьесы «В лунном свете черные парни выглядят голубыми».

К чести Дженкинса, на киноспектакль фильм совсем не похож; действительно, хорошо адаптировали театр к киноэкрану.

32-летний Дэмиен Шазелл стал самым молодым режиссером-«оскароносцем»: пятый приз «Ла-Ла Ленд» – за режиссуру.

Бри Ларсон объявила обладателя премии за лучшую мужскую рольКейси АффлекМанчестер у моря»), Леонардо ДиКаприо – за лучшую женскую: Эмма Стоун («Ла-Ла Ленд»).

Таким образом, самый обсуждаемый мюзикл всех времен собрал шесть наград.

А дальше Уоррен Битти и Фэй Данауэй успели объявить и о седьмой – самом главном «Оскаре», продюсеры «Ла-Ла Ленда» уже сказали спасибо (вот здесь – «пиратское» телевидео), но тут и случился скандал века. Уоррен Битти объяснил ошибку – он открыл конверт, в котором было имя Эммы Стоун, победительницы в актерской номинации, замешкался, но всё же передал слово Фэй Данауэй. Кто виноват? Киммел ернически принял вину на себя. Но свалят, наверняка, на Трампа.