Главный приз в конкурсе короткого метра – у жёсткой драмы «Мне надо вам что-то сказать» Евгения Марьяна, уже участвовавшего в «Кинотавре» с полнометражным «Молоком птицы». Зато приз за режиссуру – у студента вгиковской Мастерской Сергея Соловьёва Павла Королько, снявшего и хлёсткую, и актуальную, и божественно лёгкую картину «Здесь и сейчас». В конкурсе дебютного кино ко всеобщей радости победил «Бери да помни» Байбулата Батуллы
К другим решениям жюри дебютного конкурса (продюсер Ясмина Бен Аммар, актриса Ирина Розанова, режиссёр Наталия Мещанинова и режиссёр Борис Хлебников председателем) есть вопросики, к победе «Бери да помни» – никаких; все этого и ждали. И точно никто не ожидал, что один из двух специальных призов достанется «Чайке» Полины Лазаревой; она на премьере, представляя фильм, пожаловалась, что снимала комедию, а никто как комедию фильм не воспринимает (там про взрослую девушку, влюблённую в жлобоватого писателя Виталия Чайку, автора, хм, романа «Гумберт Гумберт»; девушку играет Вера Кинчева, Чайку – Юрий Быков; историю дурной привязанности разнообразят кичовые сны и квазидетективный финальный твист; вообще, дичь и несуразь иногда бывают увлекательными, но тут другой случай).
Жюри, видимо, решило пошутить, наградив фильм призом с формулировкой «Мы согласны, это комедия».
Шутки – шутками, но ничего не досталось «Крецулу» Александры Лихачёвой;
а если в этом байопике молдавско-российского слепого дзюдоиста и есть слабые места, то только режиссёрская сдержанность: чувствуется пиетет перед реальными протагонистами, отчего все возможные острые углы несколько сглаживаются.
Ещё один спецприз – тоже с как бы шутливой формулировкой «За реальность» – антиутопии Ильи Шагалова «Аквариум». Естественно, мир будущего, где всё по-настоящему живое запрещено, хор деток-паинек ласково поёт «Долгую счастливую жизнь» Летова (кавер Дмитрия Жука, как и Илья, много работавшего в «Гоголь-центре»), а неудобные вопросы и вольное поведение караются – это сказка, которая не ложь и, само собой, с намёками;
на фразе «чем ниже активность мозга, тем выше активность общественная», зал аплодировал.
Стас, герой Алексея Филимонова, классно играющего здесь человека со скрытыми свойствами и эмоциями, получает первое предупреждение за проявление агрессии (его спровоцировали, но закон для всех един, и судья в исполнении Алексея Кравченко поблажек не делает). После первого предупреждения к провинившемуся приставляют инспектора – Стасу достался начинающий и потому добрый Макс (Никита Еленев), после третьего отправляют из стерильного «аквариума» (рифма с «Виварием» поддержана столь же тщательно выстроенной картинкой) в какой-то страшный анклав (забавно, что премьера фильма состоялась именно в анклаве). Илья Шагалов, создававший видео для большинства спектаклей Кирилла Серебренникова, без видимых усилий и швов сплетает антиутопию, любовно-романтическую драму, бадди муви. Упрекнуть можно разве что сценариста Дмитрия Константинова, пользовавшегося очень уж знакомыми блоками киношной и литературной фантастики; ощущение дежа вю – устойчивое.
Про фильм «Бери да помни» – в предыдущем «Короче»-тексте; тут скажу только, что сама игра «бери да помни» оказалась страшно заразительной; минимум треть посмотревших кино резалась в неё. В прокате «Бери да помни» уже с 14 сентября – смотрите и играйте. Условия простые: соперники разламывают куриную косточку, ядәч (можно провернуть это и символически) и дальше передают друг другу предметы; кто забудет, взяв что-то из рук соперника, сказать «помню», тот проиграл; должен выполнить желание победителя.
Сам Байбулат проиграл редактору телеграм-канала «Русское кино в топе», отчего вышел на сцену в виде робота; великий выход и великий проигрыш – весь фестиваль-то он выиграл.
В конкурсе короткого метра победа у Евгения Марьяна, уже снявшего – в 2021-м – свой полный метр «Молоко птицы».
Марьян – режиссёр, умеющий увидеть метафорическое измерение в грязной «чернушной» фактуре.
В корметре «Мне надо вам что-то сказать» это – общага, где живёт девушка (удивительная Александра Быстржицкая), у которой есть член. Нет, это не про запрещённый в реальной российской антиутопии гендерные перевёртыши, это про генетическое отклонение – интерсекс. История же – универсальная; резкая, нервная – о состоянии изгойства, ощущении себя чужаком; рассказана впечатляющим кинематографическим языком.
Я уже говорил, что, как один из отборщиков короткого метра «Короче», был бы рад любому призовому раскладу – все участники любимые (ну ок, все, кроме одного, полюбившегося Наде Королёвой с Артёмом Рыжковым, но не мне; ему, впрочем, призов не досталось, так что проехали).
Но призу за режиссуру Павлу Королько, честно, рад особо; Королько для меня – главное режиссёрское открытие последних лет;
и на 11-й «Короче» он приехал аж с тремя очень разными фильмами: «Здесь и сейчас» и «Калининград, проспект Калинина, 107, 5, 236039. Марк Янсонс» были в конкурсе, «Дыра. Рассказ в 9 сценах» вне конкурса (уже был показан на ММКФ). Да, на самом деле фильмов с участием Королько было ещё больше – он монтировал конкурсный «Не лечится» своей однокурсницы Гау Хар и снимался в её же внеконкурсном «Павильоне. На живое» и фильме ещё одного однокурсника-«соловьёвчика» Димы Теплова «А1733».
«Здесь и сейчас» – как бы случайный сколок жизни: парни на загородном отдыхе потащились в далёкий магаз, где алкоголь дешевле, машина сломалась, возникли конфликты; спасение и примирение пришли вместе с девочкой на велике. Всё и просто, и бездонно; и про жизнь, и про жизнь как чудо; могло бы случиться в любое время в любом месте, но на сто процентов укоренено в той реальности, где радиоэфир загрязняют новости о мобилизации.
А в финале Королько абсолютно катарсически использует детскую песню про собаку-барабаку – услышишь раз, запомнишь навсегда.
Кстати, и приз журнала «Искусства кино» из рук главреда Никиты Карцева получил тоже «Здесь и сейчас»; great minds think alike.
Приз за лучшую операторскую работу – у Александра Ефошкина и нежной ироничной притчи Ольги Дымской «Биг».
Приз за сценарий – у автора обаятельной левой сатиры «Бернаки» Андрея Лукьянова.
Специальным призом награждена актриса Марина Калецкая, сыгравшая в фильме Михаила Мещерякова «Друг. Эпизод 7».
Приз за лучшую анимационную работу вручён Александру Бруньковскому и его выдающемуся мультфильму-«долгострою», экранизации фантазий Тонино Гуэрры «Расцветшая зима».
Пусть и у нас всё будет так же красиво.