«Не был женат» Альметьевского Татарского драматического театра – 20 января на основной сцене Театра Наций, «Калечина-Малечина» Няганского ТЮЗа – 21 января на Малой сцене Театра Наций.
Это не традиция, это закон фестиваля:
победители – их, как правило, два, в номинациях большая и малая форма (в 2023-м, в юбилейный год фестиваля, победителей было трое) – приезжают на гастроли в Москву. Будто приложение к главному призу, бонус для театра, расположенного далеко от центра страны, но на самом деле подарок москвичам и гостям столицы (до Москвы-то отовсюду добраться проще, чем до Альметьевска или Нягани). И ощутимый вклад в какую-никакую децентрализацию – одно из славных дел Театра Наций. Я когда-то делал интервью с Евгением Мироновым, запомнил вот эти слова: «Есть такой старец Илия, отец Илия, я когда-то с ним общался, у меня была проблема, я не знал, как её решить, и он ответил: «А ты помаленьку». Как? Помаленьку. Вот это очень простой рецепт – «помаленьку», маленькими шажками, (..) дальше сама жизнь всё расставит на свои места. Я в этом уверен почему-то». Понятно, что Фестиваль театров малых городов – с более, чем двадцатилетней историей и охватом всей России – шаг совсем не маленький (кстати, тем сложнее его делать), но вот именно московские гастроли замечательных спектаклей – насколько небольшой, настолько и важный шаг; для всего российского театра, который сегодня – в этом я уверен – за пределами Москвы в разы интереснее.
Я впервые оказался на «малых городах» в 2019-м гостем-журналистом, в 2022-2023-м работал в жюри, хотя называть это работой как-то дико;
удовольствие – более подходящее слово.
Смотришь и обсуждаешь по два-три спектакля в день; бывают разные, но неинтересных (даже если – случалось такое пару раз – смотришь в бешенстве) нет. 2024-й же оказался особенным годом: лучшим спектаклем «малой формы» стала «Калечина-Малечина», поставленная Сойжин Жамбаловой в Няганском ТЮЗе; театре, к которому я неровно дышу. Не хочу повторяться, что это один из лучших театров страны; это факт; но крутых театров всё-таки ещё достаточно, и Альметьевская драма – один из лучших и не раз побеждавших на «малых городах»; «Не был женат» Айдара Заббарова – пополнение «золотой коллекции».
Но Нягань – ещё и один из самых любимых театров; и начался наш «театральный роман» именно на «малых городах». Не в 2019-м, когда няганцы побеждали со спектаклем «Наш класс» – его я тогда пропустил (потому что ещё летал на Каннский фестиваль и в Камышин попал дня через три после открытия), а в 2023-м, когда на фесте в Магнитогорске я увидел один из главных спектаклей вообще за всю жизнь – «Звёздный час по местному времени» Сойжин Жамбаловой.
Ладно, завязываю с вакханалией воспоминаний
(про фест-2024 в Уфе достаточно подробно здесь, про «Калечину-Малечину» – здесь), живём настоящим, и здорово, что в настоящем – и немного в будущем – Альметьевск и Нягань в Театре Наций.
Фестиваль театров малых городов проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.