Храм секса на крови


Вадим Рутковский
15 July 2022

В прокате – российский эротический триллер «Одержимая». За банальным названием – авторский фильм Игоря Волошина, про который и не разберёшь, это «ужас-ужас-ужас» или потенциальный объект культового поклонения

В заглавной роли – Лукерья Ильяшенко; её героиня – нимфоманка и судмедэксперт Лиза, то ли соратница дуэта следаков (Олег Васильков и Григорий Кудренко), то ли главная подозреваемая в деле об изуверских серийных убийствах, волна которых накрывает неназванный город.


В старый город ведёт новый, извивающийся змеем мост. На нём Лиза, мчащаяся в ночную грозу – газ до отказа! – вместе с подругой Анной (Анастасия Кувшинова, звезда ждущего премьеры фильма Бориса Акопова «Кэт»), встречает абсолютно обнажённую израненную девушку Машу.

Приводит домой, обрабатывает порезы, занимается сексом – одновременно и нежным (чего стоят одни поцелуи в глаза!), и жестоким (Маше нравится, когда её душат).


На следующий день труп Маши оказывается на прозекторском столе: смерть – от удушья, на груди ещё при жизни отпечатано фото дома с магриттовским силуэтом мужчины в окне. Свидетельство о смерти подписывает сама Лиза, только что вступившая в новую должность. Однорукий сыщик Воронин (Олег Васильков) боится обнаружить в морге свою дочь, беглянку-героинщицу – совсем скоро его кошмар станет реальностью.

И Лиза определённо имеет к этому кошмару отношение;

только Гордеев (Григорий Кудренко), напарник Воронина, до последнего верит роковой женщине – очевидно загипнотизированный её сексуальной свободой...


Число жертв на экране равновелико количеству половых актов: «Одержимая» – фильм редкой, особенно по нынешним агрессивно пуританским временам, раскованности. Не только в плане секса и насилия: брутальный клиповый монтаж, ходящая калейдоскопическим колесом камера, драматургическая лихорадка, сбивающая с ног – и, чего там, с толку. Сюжет насколько мудрён и извилист, настолько и предсказуем; проникнуться хотя бы минимальной эмпатией к героям невозможно и по причине их графической одномерности, и из-за пресловутой свистопляски кадров – но как же затягивает этот адреналиновый изобразительный рейв. Я, честно, в замешательстве:

восторг и возмущение – взаимоисключающие, вроде бы, чувства, которые вызывает фильм, снятый неистовым и непредсказуемым режиссёром.


Вот так я пунктирно обрисовывал творческий путь Игоря Волошина в 2013-м году: «за ослепительным дебютом – любовной драмой «Нирвана», снятой в стилистике имперского киберпанка – экспрессивная автобиография «Я», пропагандистский фильм о военном конфликте России и Грузии «Олимпиус инферно» и хрупкий, аскетичный, парадоксальный этюд о чуде «Бедуин». Теперь – написанная жирными лубочными мазками, по-ютьюбовски народная, закадровыми комментариями отсылающая к телешоу «Наша Раша» комедия о причудах и величии русской души «Скорый "Москва-Россия"». После «Скорого» Волошин снял только один кинофильм – параноидально-клаустрофобическую семейную драму «Подвал» (2018), где одиозная французская звезда Жан-Марк Барр играл словака. И много популярных сериалов – «Ольгу», последний сезон «Физрука», «90-е. Весело и громко» (на которых началось сотрудничество Волошина с оператором Соловьёва и Хамдамова Тимофеем Лобовым) и «Косу» (кадры которой использованы в «Одержимой»).

Как сериал для платформы KION уже год поминается в сети и проект «Змееносец» – именно он теперь превратился в полнометражный художественный фильм, иногда до оторопи походящий на тизер сериала:

с проглоченными психологическими и просто логическими мотивировками, дикими монтажными стыками и наглыми сюрреалистическими взбрыками.


Анна – один из немногих персонажей фильма, с которой Лиза (до поры) не вступает в сексуальную связь: Анна боится прикосновений.

Так и «Одержимая» – при всей своей плотской разнузданности – словно опасается задеть за живое; подменяет боль и наслаждение условными, гипертрофированно кинематографичными садо-мазо-контактами;

и само место действия превращает в болезненный фантом. «Декорацией» моста-рептилии, назойливо рифмующейся с изгибами адских аспидов, стала Западная скоростная магистраль, в кадре мелькают башня «Газпрома», автомобильные номера петербургского региона и туннель, ведущий к Канонерскому острову. Но точно определять геолокацию фильма, комбинирующего декадентские пейзажи Питера и Выборга, я бы поостерегся: на экране вырастает город-морок грехов. Кто был, не забудет.