Второй гид по фестивалю европейского кино собрал фильмы о частной жизни; доверительные истории, которые никого не стесняются и ничего не скрывают.
Безусловное событие фестиваля – «Ты и я» (Deux) Филиппо Менегетти, французская драма о секретных чувствах, не подвластных ни возрасту, ни обществу. Нина и Мадлен – уже пожилые женщины; для всех окружающих, включая семью Мадлен, они просто добрые подружки, по-соседски доверяющие друг другу скромные радости и безобидные печали. Но Нина и Мадлен – больше, чем подруги: долгие десятилетия их связывает тайная любовь.
И вот наступает роковая минута, когда тайное должно стать явным...
Изобретательно снятая психологическая драма – уверенный режиссёрский дебют, выдвинутый Францией на премию «Оскар» и номинированный на «Золотой Глобус». Выдающейся картину делает актёрский дуэт французской примы «Комеди Франсез» Мартин Шевалье и великой немецкой актрисы Барбары Зуковой («Роза Люксембург», «Ханна Арендт»).
Португальская «Последняя ванна» (O Último Banho) Давида Бонневиля – мелодрама о запретном влечении, история страсти и преград. Достигнув сорокалетия, Жозефина (Анабела Морейра) решила полностью посвятить себя служению Богу. Когда до принятия монашеского обета остаются считанные месяцы, женщина получает трагическую весть о смерти отца; ей приходится взять опекунство над 15-летним племянником Александром, чью мать семья видела в последний раз четыре года назад. Утешение скорбящего юноши приводит к физическому контакту – Жозефина омывает израненные ноги Александра; скоро такая близость между кровными родственниками становится нормой и, кажется, перестаёт быть невинной...
Изощрённый фильм играет нюансами и недомолвками, заставляет физически почувствовать неопределённость и томление, от которых старается убежать Жозефина.
Вера проходит испытание телесной жаждой, и это испытание приобретает точёную кинематографическую форму.
Фильм из Словении «Не забывай дышать» (Ne pozabi dihati) Мартина Турка – повесть о первой любви, первой ревности и последнем лето детства. Клемену пятнадцать; опасный и прекрасный возраст, когда всё – победы и поражения на теннисном корте, возможность впервые сесть за руль автомобиля, общение со сверстниками и сверстницами – переживается с особой силой. Лучший друг Клемена – старший брат, но отношения ребят разлаживаются, когда у брата появляется девушка, на которую Клемен смотрит с желанием и ненавистью...
«Не забывай дышать» – чарующе красивый летний фильм, в котором каждый кадр словно пропитан ласковым солнечным светом.
Просмотр – как путешествие на машине времени в собственную юность, сладкую и терпкую пору мечтаний и надежд.
«Король Атлантиды» (Kungen av Atlantis) Марины Нюстрём и Сони Йоргенсена – шведская драматическая комедия про семейные связи. Самуэль мог бы сделать роскошную карьеру – с его-то способностями и экономическим образованием. Но нет, все потенциальные достижения он принёс в жертву уходу за отцом Магнусом, страдающим тяжёлой формой шизофрении: старикан считает себя никем иным, как королём волшебной страны Атлантиды. Его «королевство» оказывается под угрозой, когда Самуэль знакомится с очаровательной Клео: от женщин ведь хорошего не жди, уверен Магнус, и он готов приложить все усилия, чтобы не отпустить сына в самостоятельную жизнь...
Душевная – и не без симпатичных странностей – комедия про взрослых детей «ужасных родителей».
Лирика – не во вред реализму: сценарист фильма Симон Сеттергрен опирался на собственный опыт, отчего с такой убедительностью и сыграл роль Самуэля.
Испанские «Девочки» (Las niñas) Пилар Паломеро – это воздух, нежность и ностальгия по 1990-м.
Селии одиннадцать, она живет с мамой – ещё молодой вдовой, заглушающей скорбь работой, и учится в католической школе при монастыре, где вольности никак не поощряются. Да Селия и не стремится ни к чему такому: робкий, замкнутый ребёнок. Но весь тихий провинциальный мир летит в тартарары, когда в школу приходит новенькая из Барселоны...
Виртуозный режиссерский дебют, открытый Берлинским кинофестивалем, выглядит чистой импровизацией – так воздушны и достоверны порывисто смонтированные эпизоды из девичьей жизни.
«Глас Господа» (His Master's Voice) Дьёрдя Палфи – фантастическое кино о родственных чувствах; по мотивам Станислава Лема. Российская премьера была на традиционном кинофестивале венгерского кино CIFRA; подробнее о фильме – здесь.
«Мо» (Mo) Раду Драгомира – вдохновленная движением #MeToo румынская драма-триллер со странной переэкзаменовкой. Мо пыталась сжульничать на экзамене, взяв в сообщницы лучшую подружку, казавшийся рассеянным и даже слегка комичным профессор вывел читершу на чистую воду. Девушки просят о «помиловании», профессор соглашается дать студенткам второй шанс, но назначает «переэкзаменовку» в частном порядке – у себя дома. И начинается иногда трогательная, иногда зловещая игра с шокирующим исходом...
Провокационный фильм на острую тему иерархии и насилия отличается психологической неоднозначностью:
режиссёр не спешит судить, но призывает к спорам и размышлениям.
«Цыганская королева» (Gipsy Queen) Хусейна Табака – гость еврофестиваля из Австрии; драма действительно сильной женщины. Уехав из родной румынской деревни – отец не принял дочь, родившую двоих детей, но оставшуюся незамужней – Али прошла через уйму испытаний. И вот она в Гамбурге, работает уборщицей, денег вечно не хватает, уверенности в завтрашнем дне – никакой. Однажды владелец боксёрского клуба Тане видит, как Али обращается с грушей – и делает девушке, владеющей боксом с детства, предложение, от которого она не сможет отказаться...
Мускулистый, своенравный фильм с правильной дозой сентиментальности,
драйвом и отличным актёрским дуэтом начинающей Алины Щербан и опытного Тобиаса Моретти.