Итоги 2019: 35 лучших спектаклей


Вадим Рутковский
14 January 2020

Большие и крошечные, смешные и жуткие, на привычной сцене и под открытым небом, из Москвы, Хабаровска, Петербурга, Воронежа, Стерлитамака, Екатеринбурга, Набережных Челнов и Тюмени

Островский и Буковский, Булгаков и Сорокин, «Палачи» и женовачи, про Сталина и Гоголя, по Катаеву и Олеше, чтобы нравиться и чтобы раздражать – большой список разнообразного театра. Как пел Цой, «что тебе нужно, выбирай».


Театральные итоги – вещь гораздо более тонкая, чем итоги кинематографические. Для фильмов почти нет границ, театры привязаны к географии, требуют твоего личного присутствия и охватить всё их многообразие хотя бы в одной, своей родной стране, невозможно. Формат театральных итогов года в Журнале CoolConnections непостоянен: итоги 2016-го концентрировались только на камерных спектаклях двух столиц, итоги 2017-го подводились по достижениям самых заметных театров Москвы и Петербурга, в 2018-м список был расширен Воронежским Камерным, что, конечно, лишь отчасти исправляло несправедливость по отношению к нестоличным коллективам.

Итоги 2019-го построены по традиционному принципу: здесь 35 лучших, с точки зрения вашего обозревателя, спектаклей. Среди них есть и премьеры 2018-го года. Театр не требует такого быстрого реагирования, как киноновинки; просмотр спектаклей даже у журналиста, занимающегося этим профессионально и ходящего в театр каждый день, чаще, чем на работу, сопряжён с непростым выстраиванием графика. Даже все ключевые московские спектакли невозможно увидеть в месяц премьеры (я вот умудрился пропустить всё поставленное в 2019-м Иваном Вырыпаевым), посмотреть же работы из других городов легче всего на фестивалях: в СПб, Ярославль или Воронеж попасть, положим, несложно, а вот, например, в Стерлитамак, как?! Поэтому я решился включить в итоги-2019 несколько немосковских спектаклей сезона 2017-2018 годов.

Как DAU в киноитогах, вне списков и вне конкуренции«Игрушки», копродукция датской компании SIGNA и фестиваля «NET – Новый европейский театр»; потрясающая параллельная вселенная, месяц существовавшая в недрах петербургского Завода слоистых пластиков и оставившая о себе воспоминания, которых хватит на много лет.

Последнее важное уточнение: это не рейтинг, спектакли расположены в алфавитном порядке.


1. «A NIGHT WITH CHARLES BUKOWSKI *ВЕЧЕР С ЧАРЛЬЗОМ БУКОВСКИ» Воронежский Камерный театр, Малая сцена; режиссёр – Надя Кубайлат

За нейтральным определением жанра – «Публичное чтение автора» – скрывается экстравагантный спектакль, в котором слова грубого и хрупкого классика ХХ века, спрятанного в прозрачный пластиковый изолятор, обретают плотский – и сыгранный актрисой! – эквивалент. Подробно о «Вечере» превращений – здесь.


2. «POE.TRI.» «Театр. На Вынос», Санкт-Петербург; режиссёр – Максим Карнаухов  

Цикл уникальных городских прогулок с поэтами, придуманный петербуржцем Максимом Карнауховым: двух одинаковых поэтических трипов не может быть по определению; каждый новый опыт зависит от личности и настроения проводника, а также погодных условий, расписания общественного транспорта, реакции неосведомлённой общественности на выступления перформеров и наблюдательности участников, способных заметить (или проглядеть) рассыпанные на маршруте визуальные метки. Я побывал на двух прогулках, сыгранных во время «Золотой Маски» в Москве, – с Кириллом Широковым и Дмитрием Воденниковым; подробнее об этих вдохновляющих приключениях – в тексте про участников конкурса «Эксперимент».


3. «БАЛЬЗАМИНОВ» Воронежский Камерный театр; режиссёр – Михаил Бычков

Безупречная современная версия старого текста – почти без изменений в букве, но с точно зафиксированным вечным русским духом; великий и смешной спектакль, который, что случается крайне редко, легко выходит за пределы одного театрального вечера. Опираясь на комедии Александра Островского, Михаил Бычков построил полноценную живую систему; герои «Бальзаминова» успели появиться в миниатюрном веб-сериале Камерного театра и именно они, как реальные люди, поднимают бокалы за наше и ваше здоровье на новогодней поздравительной афише. Подробно о спектакле – здесь.


4. «БОННИ И КЛАЙД» Театр юного зрителя, Хабаровск; режиссёр – Виталий Фёдоров

Одно из главных событий года – новый фестиваль «Брусфест», собравший впечатляющую панораму документального театра (если бы не NET c «Игрушками», не колеблясь назвал бы «Брусфест» главным событием 2019-го). Одно из главных событий «Брусфеста» – «Бонни и Клайд» из Хабаровска. Я писал о спектакле в тексте для Радио Свобода, процитирую здесь его фрагмент. В основе «Бонни и Клайда» – шок-история Кати Власовой и Дениса Муравьёва, тех псковских подростков, что сбежали из дома, забаррикадировались на даче катиного отчима, обстреляли наряд полиции из пневматика и после нескольких часов осады «соболем» (так Денис называл собровцев) были найдены застреленными; официальная версия – самоубийство. В спектакле использована трансляция, которую дети вели в соцсети «Перископ», хроника объявленной смерти, последние даже не часы, но минуты; глаза – весёлые, близость конца вызывает не страх, а кураж; и смотреть на это, и отвести взгляд от экрана – равно невозможно. В самом начале предполагаешь, что участники спектакля, среди которых есть и актёры, и непрофессионалы, будут обсуждать историю Кати и Дениса и её общественный резонанс. Но «Бонни и Клайд» легко, с чисто театральным изяществом перемещается из социальной сферы в интимную зону. Трагедия псковских подростков – триггер, запускающий исповеди реальных людей на сцене. «Бонни и Клайд» – опыт бесстрашия, театр доверия и ценнейший психотерапевтический эксперимент – по возможности говорить публично о том, в чём не рискуешь признаться самому себе.


5. «БОРИС» Продюсер Леонид Роберман и Музей Москвы; режиссёр – Дмитрий Крымов

Политический карнавал по мотивам исторической драмы Александра Пушкина «Борис Годунов»; подробно – здесь.

6. «В.Е.Р.А.» Мастерская Брусникина, Центр Вознесенского; режиссёр – Сергей Карабань

Поэтический вербатим, восстанавливающий связь времён – нашего с эпохой шестидесятников – и с иронией, и со здоровым пафосом. Подробно – здесь.

7. «ВЕРСИЯ ЧАЙКИ» Продюсеры Дарья Вернер, Елена Ненашева, Евгения Петровская, Анастасия Харабиберова и научно-творческая резиденция ЧЕХОВ APi, Чехов; режиссёр – Елена Ненашева

Чехов+кислород = променад-спектакль в природной сумеречной зоне; подробно – здесь.


8. «ВИШНЕВЫЙ SAD» Театр-студия САС; режиссёр – Татьяна Самбук

Новый молодой театр создан выпускниками актёрской мастерской Сергея Соловьёва во ВГИКе; в каждом мальчике и девочке с этого курса есть черты чудесных героев САСа. Но их бродячий спектакль по мотивам чеховского «Вишневого сада» (стационарной площадки у соловьёвцев нет, я видел «Sad» в «Ангаре» на Хлебозаводе) совсем не похож на тот «правильный» «Маскарад», что ставили на пионерлагерном пленере школьники из «Ста дней после детства». Быстрая, порывистая, отчаянно фарсовая версия Татьяны Самбук играет в Чехова с цирковой отвязанностью – и попадает в яблочко: это комедия, тысячу раз комедия; чеховская тоска не столько сладкая, сколько смешная.

9. «ВРЕМЯ, КОТОРОЕ.» Pop-up Theatre, Санкт-Петербург, Центральная научная библиотека СТД РФ; режиссёр – Семён Александровский

Текст Аси Волошиной заключён в mp3-плеер: «Время, которое.» – аудио-спектакль для одного зрителя в читальном зале театральной библиотеки, оживлять пьесу придётся собственной фантазией, в мыслях, так сказать, – но ситуация, необходимая для этого, авторами создана замечательно. Подробно – здесь.

10. «ДАНОМНЕТЕЛО» «Театр. На вынос» и курс Юрия Муравицкого, Санкт-Петербург; режиссёры – Алексей Ершов, Максим Карнаухов, Ника Никульшина

Балет, вторгающийся в городское пространство; в идеале – без предупреждения. Я видел спектакль в фойе Новой сцены Александринского театра, администрация которого, полагаю, знала об интервенции заранее. Служащие, зашедшие на бизнес-ланч, несколько прифигели, когда часть рассредоточенных по залу людей достала музыкальные инструменты и стала играть, а часть – совершать изломанные, но не хаотичные, подчинённые пластической драматургии перемещения. Большинство быстро вернулось к тарелкам: в театре и не такое возможно, про флешмобы слышали, а обеденный перерыв короток. Но кто-то поддался гипнозу как бы спонтанных танцев и превратился в зрителя: это путешествие тел в нерасполагающем к танцам пейзаже, равнодушное к реальности движение способно заворожить. У перформеров есть вербальные подпорки: слова, написанные на табличках, которые актрисы держат в руках; немного навязчиво сформулированные смыслы, заданные извне трактовки. Видимо, чтобы зритель не воспринял «Даномнетело» как безделицу, а понял, что здесь – про важное, про эксплуатацию тела, насилие над телом, мучительное стеснение телесных несовершенств и преодоление этого стеснения. На подсказки можно не обращать внимания: сила неконвенциального театра – в свободе, которую получает народ.


11. «ДВА ПЕРСТНЯ» театр post, Санкт-Петербург; режиссёры – Ксения Волкова, Дмитрий Волкострелов, Дмитрий Коробков, Иван Николаев, Максим Петров, Алексей Платунов, Алена Старостина

Приквел «Диджея Павла» – вторая пьеса Павла Пряжко, в которой вместо текста – музыкальные треки. В «Двух перстнях» звучит советская эстрада первой половины 1970-х годов, песни, которые примерно на десятилетие старше хитов «Диджея Павла». Не такие популярные – я ни одну, кажется, прежде не слышал, во всяком случае, ни одна не запустила запрограммированные ассоциации; каждая – с чистого листа, неопознаваемая (как и будто бы случайно запущенный на компьютере у выхода из зала фильм «Живая радуга» – но мы-то знаем, что в театре post случайностей нет). Другое дело – использованный в спектакле кодоскоп; вот предмет из школьного детства, способный запустить водопад воспоминаний. «Два перстня» очень элегантно, минимальными, но визуально цепкими средствами воссоздают «эпоху застоя» – в её домашнем, смешивающем уют и неловкость измерении. Первая часть спектакля – малоподвижная вечеринка, механический балет собравшихся, возможно, впервые гостей. Вечеринка, которая не задалась: все робеют и мнутся; товарищ Старостина истязает салфетку, товарищ Платунов никак не решится одолеть стакан водки, товарищ Волкострелов мучает томик мировой художественной литературы... Ну а товарищ Николаев, которому суждено в будущем стать «диджеем Павлом», как может, развлекает застолье пластинками: «В который раз бумажный пароходик причаливает к берегу опять. Как долго почему-то не выходит девчонка из квартиры 45». Бесполезная попса – в которой, если вслушаться, открываются эзотерические бездны. И «Перстни» медленно, но верно движутся от неуклюжей советской посиделки к психоделическим радугам; через тернии земных неловкостей – к звёздам. Да, обнаружил уже после спектакля: в так ненавязчиво процитированной «Живой радуге» играла Катя Лычёва, посол мира, на которого была возложена честь свесть Америку и Россию. Тоже, получается, два перстня.


12. «ДЕТИ У ВЛАСТИ» Александринский театр, Новая сцена, Санкт-Петербург; режиссёры – Николай Рощин, Андрей Калинин

Витиеватый оранжерейный эксперимент по оживлению архивной пьесы французского сюрреалиста Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти». Сначала Николай Рощин и Андрей Калинин (он же играет роль ведущего) едва ли не глумятся над пьесой, превращая спектакль в театр о театре – да ещё и с обильной видеопроекцией, запечатлевшей «репетиционный период», во время которого артисты с нарочитой экзальтацией обсуждают свои роли. Дополнительную странность происходящему придаёт то, что на видео не по годам развитого девятилетнего героя пьесы Виктора репетирует Илья Дель, уволенный из театра уже после премьеры (и конферансье подбрасывает дровишек в костёр слухов, заявляя, что с Делем-то расстались из-за его политической нелояльности режиму), а на сцене за ту же роль берётся Андрей Матюков; шизофреническое раздвоение. Во втором действии «Детей» играют как бы всерьёз, но всё равно не «по-настоящему», будто испытывая андеграунд 1920-х годов на прочность. И, шире, проверяя жизнестойкость любого художественного бунта.


13. «ЗАНОС» Театр «Практика», Мастерская Брусникина; режиссёр – Юрий Квятковский

Хай-тек по Владимиру Сорокину; подробно – здесь.


14. «КАБАЛА СВЯТОШ» Воронежский Камерный театр; режиссёр – Михаил Бычков

Трибьют театральному искусству; по пьесе Михаила Булгакова; подробно – здесь.

15. «КВАДРАТУРА КРУГА» Московский Театр юного зрителя; режиссёр – Виктория Печерникова

Утопия с песнями и танцами по Валентину Катаеву; подробно – в рецензии. Здесь же добавлю, что режиссёр Виктория Печерникова – среди моих главных открытий последних лет. На тюзовской сцене во флигеле идёт её обольстительное чародейство по сказке Погорельского «Фалалей»; а ради спектакля Печерниковой «Гадюка» я впервые пришёл в театр «Сфера». И ушёл в абсолютном счастии, хоть и напереживался за героиню Алексея Толстова, купеческую дочку Ольгу Зотову, ставшую в Гражданскую кавалерист-девицей, а после, в НЭП, машинисткой в тресте и парией в коммуналке остервенелых мещан. «Гадюка» и похожа, и не похожа на утопическую «Квадратуру круга» – про ту же эпоху, только не только про любовь. Там и бедствия войны (начало спектакля – виртуозная материализация «вихрей враждебных», реющих над барышней Зотовой, попавшей в жернова «интересных времён»), и бытовой смрад НЭПа, который верный линиям партии Толстой бичевал. Однако с тем же особым, ни на кого не похожим режиссёрским взглядом – без привычного по искусству ХХ века трагизма, но и без крена в стёб, опираясь на игру и лёгкостью стиля, с живой музыкой, изящным жонглированием ролями и чёткой сценографией: я так понимаю, бюджеты у «Сферы» небольшие, но вот шахматные красные кони, которых с наступлением мира сменяют красные кухонные табуреты, – такой точный художественный жест, который ни за какие деньги не купить.


16. «КОШКА НА РАСКАЛЁННОЙ КРЫШЕ» Московский Театр юного зрителя; режиссёр – Кама Гинкас

Хрестоматийная пьеса Теннесси Уильямса – про нескладный супружеский союз Мэгги и Брика, спивающегося от ненависти к жене и любви к покончившему с собой другу сынка богатого южного плантатора. История большой и недружной семьи с авторитарным Большим Па – так все зовут готовящегося отпраздновать 65-летний юбилей Харви Политта – во главе. Панорама каждодневной боли; тугой узел изматывающих отношений; семейный ад. Кама Гинкас посвящает спектакль отцу, «бешеному и нежному М. Гинкасу» – есть в этом почти провокационный вызов. Так кажется до начала, когда память проматывает уже известные версии «Кошки»; после спектакля – никаких вопросов; главным героем в нём оказывается не невротик Брик, не страдающая Мэгги (хотя Андрей Максимов и София Сливина играют превосходно), но бешеный и нежный Па – Валерий Баринов. Да, жизнь – боль, против Уильямса не попрёшь, но Гинкас ставит о любви, доказывая её существование «от противного».


17. «МОЛОДОСТЬ» Большой Тюменский драматический театр; режиссёр – Данил Чащин

Чувственные кружева тургеневского «Месяца в деревне» как повод для шоу в стиле голливудского мюзикла; подробно о спектакле, ставшем одним из самых ярких событий «Золотой Маски-2019» – в тексте о фестивале.


18. «НОРМА» Театр на Малой Бронной, Мастерская Брусникина; режиссёр – Максим Диденко

Классический роман-коллаж Владимира Сорокина как опера-балет; подробно – здесь.

19. «ОКТАВИЯ. ТРЕПАНАЦИЯ» Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ, Holland Festival, Амстердам, Нидерланды; режиссёр – Борис Юхананов

Опера Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского по трагедии Луция Аннея Сенеки «Октавия» и эссе Льва Троцкого о Владимире Ленине добралась до России через два года после европейской премьеры; спектакль стоило ждать; почему – рассказано здесь.

20. «ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ» «Коляда-театр», Екатеринбург; режиссёр – Николай Коляда

Кто не любит Коляду, у того нет сердца. Утверждая такое, я готов признать, что у этого неуёмного режиссёра есть и, скажем так, не самые обязательные спектакли. Но вольная версия пьесы Всеволода Вишневского – работа выдающаяся. Коляда ставит без постмодернистской дистанции (как Рыжаков), без нарочито инфантильного стёба (как Крымов), с доверием к тексту, увлекая шумный актёрский табор в строгий хоровод смерти и воскрешения. Финал с застывающими мраморной статуей среди гомонящей толпы Василиной Маковцевой и Мурадом Халимбековым – из сильнейших финалов ever.


21. «ПАЛАЧИ» «Гоголь-центр»; режиссёр – Кирилл Серебренников

Триллер ирландца Мартина МакДонаха, без видимых усилий перенесённый на русскую почву Кириллом Серебренниковым; самый «актёрский» спектакль Серебренникова за много лет – и первый его спектакль, выпущенный в России после освобождения из-под домашнего ареста. Но то, что режиссёр, наконец, смог выйти на поклоны, – радость со слезами на глазах; абсурдное «дело Седьмой студии» не закрыто, судебный морок не рассеялся и к началу 2020-го. О спектакле же подробно написано здесь.


22. «ПИНОККИО. ЛЕС» / «ПИНОККИО. ТЕАТР» Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ; режиссёр – Борис Юхананов

Космического масштаба диптих по пьесе Андрея Вишневского; робкое прикосновение к некоторым граням необъятной вселенной Пиноккио – здесь.


23. «ПРАВО НА ОТДЫХ» Мастерская Брусникина; режиссёры – Сергей Карабань, Игорь Титов

Музыкальный байопик об Александре Галиче, на котором не получится просто «отсидеться»; о том, как брусникинцы этого добиваются, можно прочесть здесь.

24. «ПУШЕЧНОЕ МЯСО» Международный фестиваль-школа «Территория», Мастерская Брусникина, Учебный театр школы-студии имени Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А.П. Чехова; режиссёр – Филипп Григорьян

Невесомый спектакль по ускользающей и тревожной пьесе Павла Пряжко; подробно – здесь.


25. «ПЬЯНЫЕ» Государственный Русский драматический театр, Стерлитамак; режиссёр – Антон Фёдоров

Убедительно жизненное прочтение абстракций Ивана Вырыпаева; подробно – здесь.

26. «РЕВИЗОР» Московский театр «Около дома Станиславского», сцена La Stalla; режиссёр – Антон Фёдоров

Гоголь, которого мы прежде не видели; подробно – здесь.


27. «РОЖДЕНИЕ СТАЛИНА» Александринский театр, Санкт-Петербург; режиссёр – Валерий Фокин

По поводу драматургического первоисточника спектакля программка говорит следующее: «В основе сценической композиции: исторические материалы, фрагменты из романа Ф.М. Достоевского «Бесы», а также тексты современных авторов». Других подробностей нет, так что определить авторство у меня не получилось, что жаль: байопик молодого Иосифа Джугашвили ладен и крепко сшит; череда эпизодов из жизни начинающего революционера смотрится как остросюжетный фильм. Точнее так: как триллер о маньяке. Фокин превращает Кобу в зловещего героя несуществующего романа Достоевского; ассоциацию поддерживает участие в главных ролях «достоевских» актёров – Владимира Кошевого из сериала Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание» и Анны Блиновой из «Преступления и наказания» Аттилы Виднянского на той же Александринской сцене. Представляю, как неуютно должно быть сталинистам, забредшим посмотреть реалистический спектакль о кумире – а Фокин ловко балансирует между монументальным театром соцреализма и гоголевщиной, между показательным жизнеподобием и фантасмагорией; грань пересекаются с той же легкостью, с которой рабочие сцены меняют только кажущиеся неподъёмными декорации Николая Рощина. Так вот, возвращаясь к сталинистам, привлеченным фамилией в названии. Фокин бесцеремонно обходится и с чувствами тех, для кого Сталин – вампир, и тех, для кого – ампир. Первые не простят отрицательного обаяния Кошевого и любой, даже негативной героизации диктатора. Вторым придётся признать, что кумира они творят из монстра, положившего на алтарь власти всё человеческое.


28. «РОССИЙСКАЯ А. АЗБУКА» Театр ТРУ, Санкт-Петербург; режиссёр – Александр Артёмов

Музыкальный рефрен из «Истории солдата» Стравинского превращён невероятной Настасьей Хрущёвой в получасовой панк-номер под фоно. На него положены примитивистские частушки, посвящённые каждой из букв алфавита. За каждой буквой – ключевые для русского духа/слуха слова – и блины, и валенки, и Есенин, и уха. «А» в применении к Театру ТРУ – это аскеза, авангард, авантюра, апогей и, разумеется, аплодисменты.

29. «СКАЗКА ПРО ПОСЛЕДНЕГО АНГЕЛА» Театр Наций; режиссёр – Андрей Могучий

Спорное, но фантастически сильное посвящение 1990-м; подробно – здесь.


30. «СЛАВА» Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург; режиссёр – Константин Богомолов

Инсценировка написанной в 1936-м году пьесы Виктора Гусева, лауреата двух Сталинских премий, сценариста «Свинарки и пастуха», драматурга, с чьим именем ассоциируется большой советский стиль, а у особо подкованных в истории – и оправдание «большого террора». О спектакле Богомолова сказано немало глупостей, в том числе и критиками, казавшимися чуткими, а обнаружившими вдруг в «Славе» моральную амбивалентность. Которой нет: акценты в отношении к сталинским годам расставлены совершенно определённо – без чего, по мне, можно было и обойтись; горькому финалу я бы предпочёл парадно-торжественный; если уж стилизовать мифологическую лучезарность эпохи героев, так на все сто. Стилизация же здесь не простая, а золотая: умный и часто циничный режиссёр извлекает из поэтического текста Гусева абсолютно здоровую энергию; «одомашнивает» пафос, который, впрочем, смягчён юмором и в первоисточнике; добивается чистейшего и очень человечного звучания истории. При абсолютной поддержке выдающихся артистов БДТ; на материнском монологе Нины Усатовой я, честно, заплакал. Шедевр, равнозначный уже снятому из репертуара Театра Наций спектаклю «Гаргантюа и Пантагрюэль».


31. «СЛОН» Московский Театр юного зрителя; режиссёр – Генриетта Яновская

Эталонный трагифарс Генриетты Яновской по забытой советской пьесе Александра Копкова; подробнее – здесь.


32. «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» Русский драматический театр «Мастеровые», Набережные Челны; режиссёр – Семён Серзин

Антиутопия по Булгакову – уверенный, виртуозный спектакль, режиссёра которого скоро будут узнавать на улицах: Семён Серзин играет главную роль в фильме Кирилла Серебренникова по роману «Петровы в гриппе и вокруг него». «Сердце» победило на Фестивале театров малых городов; подробнее – в статье об этом смотре.

33. «СОСЕД» театр post, Санкт-Петербург; режиссёр – Дмитрий Волкострелов

Самый реалистический, повествовательный, да чего там, самый жанровый спектакль театра post: дачная комедия, она же – кристальный психологический триллер для двух актёров, отца и сына Игоря и Ивана Николаевых. Никаких границ между зрителями и исполнителями, что позволило мне засветиться в кадрах из спектакля. Хотя вру – границы есть, только они почти незаметны: пол расчерчен полосками скотча наподобие садовых грядок, с указанием латинских названий растений; экая важность – морковка с петрушкой, а напиши их по латыни – сразу другой коленкор. То же и с текстом Пряжко: вроде бы, бытовуха, почти беспредметный, ни о чём, комичный в своей узнаваемой необязательности диалог соседей по «приусадебным хозяйствам», молодого и уже не очень. Встречающая зрителя экспозиция с дачным хламом, приравненным к музейному сокровищу, могла бы быть сайд-проектом выставки Волкострелова «Повседневность. Простые действия» в ММСИ на Тверском бульваре; в контакте дяди Коли и Паши тоже, кажется, сплошная повседневность. Однако ж нет; за милой стариковской приставучестью одного и интеллигентской терпеливостью другого – почти хичкоковский саспенс. Отчасти спровоцированный непримиримыми социальными противоречиями: скорее, Запад и Восток сойдут с мест, чем условный «селюк» и условный «горожанин» поймут друг друга. Но тут даже не про потаённый конфликт представителей разных социальных и возрастных слоёв – больше про экзистенциальные тупики. Белый, залитый ясным ярким светом «Сосед» – ближайший сосед чёрного спектакля Волкострелова «Беккет. Пьесы»; но о том же самом можно и с весёлой ухмылкой; морковь – она же и daucus carota subsp. sativus.


34. «ТРИ ТОЛСТЯКА. ЭПИЗОД 1. ВОССТАНИЕ / ЭПИЗОД 2. ЖЕЛЕЗНОЕ СЕРДЦЕ» Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург; режиссёр – Андрей Могучий

Сказка Юрия Олеши радикально переписана Андреем Могучим и Светланой Щагиной; о том, как это сделано, – в тексте о «Золотой Маске-2019». Впрочем, чтобы адекватно описать этот могучий, экстатический спектакль, нужен, как минимум, талант Олеши; и больше всего на свете я сейчас жду третью часть «Трёх толстяков», премьера которой обещана в феврале 2020-го.


35. «ЦЫГАНСКИЙ БАРОН, ИЛИ ДОЖДЬ ИЗ КРОВИ» Никитинский театр, Воронеж; режиссёр – Николай Русский

Двухактная галлюцинация, осуществлённая петербуржцем Николаем Русским в независимом воронежском театре «Никитинский», придуманном актёром и режиссёром, учеником Михаила Бычкова Борисом Алексеевым. О «Бароне» я писал в тексте, посвящённом фестивалю негосударственных театров «Центр»; к этой статье сейчас и отсылаю. Там ещё и про эксперименты Олега Христолюбского и Артёма Томилова: прошедший год был достаточно щедр на новые классные имена. 2020-й, не подведи!