11 городов – только Москвой не ограничиваемся. Уйма форматов – от моноспектаклей до эпиков. Размах жанров так же обилен – есть и шекспировские трагедии, и бредовые комедии (сейчас только про те, что на сцене).
Прошлогодние итоги начинались с мрачной констатации фактов: «В 2022-м в российском театре не стало «Гоголь-центра», зато появились запрещённые имена и названия». Что-то изменилось к лучшему? Нет, наоборот; и в ноябре 2023-го с увольнением худрука и основателя Воронежского Камерного театра Михаила Бычкова прервалась история практически родного мне театра. В списке – несколько спектаклей Камерного, но ручаться что их ещё можно будет увидеть – как минимум, с оригинальным актёрским составом – не могу. Да и за другие спектакли не поручусь: театр, в принципе, хрупкая материя, а в эпоху, враждебную искусству и свободе, и вовсе почти мираж.
Тем не менее, вот самое значительное из увиденного в 2023-м; на память. По традиции предупреждаю, что это не рейтинг; вольная авторская композиция.
Собирая её, я пошёл по максимально лёгкому пути, расположив спектакли в том хронологическом порядке, в котором я их увидел. Но одно исключение всё же делаю: первым – действительно, самый любимый спектакль года.
Георгий НИКОЛАЕВ «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ»
Няганский Театр юного зрителя; постановщик – Сойжин Жамбалова
К фильму «Облако-рай», сценарий которого стал пьесой «Звёздный час...», всегда был равнодушен; с видеоверсией одноимённого спектакля Владимира Машкова в Табакерке начала 1990-х ознакомился месяца три назад – и оказалось, что ужас-ужас-ужас, тупо и фальшиво. Дело, получается, не в сюжете, а в его интерпретации: работа Сойжин Жамбаловой – шедевр; вот подробный текст. А Няганский ТЮЗ – один из самых сильных сегодня театров страны; пользуясь случаем, делюсь рецензиями на две других премьеры – «Снегурочку» Филиппа Гуревича и «Калечину-Малечину» Сойжин Жамбаловой.
«ГДЕ ТЫ БЫЛ ТАК ДОЛГО, ЧУВАК?»
Театр «Место» / Пространство «Внутри»; постановщик – Антон Фёдоров
Погружение в матрицу русской жизни – без умиления, но с лютым смехом и восхитительной странностью. Подробно про житие деревенских любовников и откинувшегося с зоны Чебурашки – здесь.
Александр АРТЁМОВ, Настасья ХРУЩЁВА «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ БАРДОВ» Спектакль-песня
Театр «Новая Драма», Иркутск; постановщик – Александр Артёмов
Главное для меня событие «Золотой Маски»-2023 – национальной премии и фестиваля, которые мы тоже теперь потеряли. Подробно о мистических песнях у костра – здесь.
«ВАВИЛОН» По пьесе Екатерины АВГУСТЕНЯК
Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом»; постановщик – Елизавета Бондарь
Социально-фантастический гротеск в комикс-стилистике, с которой никто не работает изобретательнее и осмысленнее Лизы Бондарь. Подробно о катастрофических трудовых буднях корпорации «Вавилон» – здесь. Опять же, пользуясь случаем, даю ссылку на текст про «Макбета» Бондарь в Театре Наций – этот спектакль меня, скорее, измучил, но впечатляет безотносительно личного отношения.
Василий БЕРЕЗИН, Мария КУЗНЕЦОВА «ЧОКНУТЫЙ И БЕСКОНЕЧНОЕ СЧАСТЬЕ»
Бинарный Биотеатр / Театр «Практика»; постановщик – Василий Березин
Эпистолярный роман, прочитанный шёпотом; подробно о чувствах в сумеречной зоне – здесь.
«МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ» Спектакль Андрея МОГУЧЕГО по мотивам рассказов Василия ШУКШИНА, текстов Николая и Елены РЕРИХ и стихотворений Козьмы ПРУТКОВА
Большой драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова, Санкт-Петербург; постановщик – Андрей Могучий
«ОДИН ВОСЕМЬ ВОСЕМЬ ОДИН» Спектакль Валерия ФОКИНА / Пьеса Бориса АКУНИНА
Александринский театр, Санкт-Петербург; постановщик – Валерий Фокин
Два петербургских исторических блокбастера; оба – космического масштаба. Подробно о Могучем – здесь; подробно о Фокине – здесь.
Николай ЭРДМАН «МАНДАТ» Пьеса в двух частях
«Студия театрального искусства»; постановщик – Сергей Женовач
Самая смешная сценическая комедия – не только 2023-го года; той же высочайшей степени раскованности и озорства, что легендарный «Владимир III степени», поставленный Сергеем Женовачом больше 30 лет назад. Подробно об остроактуальных махинациях времён НЭПа – здесь.
Андрей ИВАНОВ «ЭТО ВСЁ ОНА» Романтическая трагедия
Театральное агентство «Арт-Партнёр»; постановщик – Данил Чащин
Данил Чащин – энерджайзер; отвлекается на сериалы, но и театр не оставляет. С его исторической мелодрамой «Последнее лето» у меня отношения не сложились (в первую очередь, по вине первоисточника – не уверен, что с этим натужным текстом кто-то справится лучше), зато антрепризная «Это всё она» – вещь. Подробно о крутом дуэте Виктории Толстогановой и Дениса Власенко – здесь.
«ЛЕС. ТРАКТАТ»
Открытый театральный проект «Лес» / Камерный театр «среда 21»; постановщик – Александр Плотников
Моноспектакль худрука воронежского Никитинского театра Бориса Алексеева; насколько лаконичный, настолько и безграничный. Подробно о лекции-исповеди – здесь.
Евгений ВОДОЛАЗКИН «ЛАВР» Неисторическое житие в 14 клеймах
Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина; постановщик – Алексей Вотяков
«ПАПА» Драма / По пьесе Максима ГОРЬКОГО «Мещане»
Драматический театр, Комсомольск-на-Амуре; постановщик – Дмитрий Акриш
Захватывающее действо по почти нечитабельному, на мой вредный взгляд, роману и динамичная семейная драма-триллер на основе громоздкого горьковского сочинения. Подробнее о святом и профанном – в репортаже с Фестиваля театров малых городов в Магнитогорске.
Семён САКСЕЕВ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА. ВАРИАЦИИ И КОММЕНТАРИИ» Театральное исследование природы любви и насилия по мотивам одноимённой пьесы Уильяма ШЕКСПИРА
Московский Театр юного зрителя; постановщик – Пётр Шерешевский
Пётр Шерешевский ставит стахановскими темпами; угнаться – сложно; результаты – неоднозначные. Этот – безусловно интересный. Подробно о самой печальной повести на свете, решившей перестать печалиться – здесь.
Андрей ПЛАТОНОВ «КОТЛОВАН»
Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом»; постановщик – Антон Фёдоров
Первый спектакль Антона Фёдорова в прогрессивном «Старом доме». Подробно о вольном и верном переложении Платонова – здесь.
Константин СТЕШИК «ДРУГ МОЙ» Роуд-муви в одном действии
Театр драмы и комедии «На Камчатке», Петропавловск-Камчатский; постановщик – Вера Попова
Располагающий к размышлениям спектакль по пьесе-загадке; подробнее о ночной прогулке – в репортаже с Фестиваля театров Дальнего Востока в Хабаровске.
«BLACK BOX»
Фестиваль документального театра ВЕРБАТИМФЕСТ, Новый театр, Воронеж; постановщик – Виталий Фёдоров
Black Box – бренд, изобретённый актёром и режиссёром Виталием Фёдоровым; опыт по скрещиванию иммерсивного театра и сеанса психоанализа (в Улан-Удэ его называют партиципаторным замесом; для меня слишком по-молодёжному). Буквально, чёрный ящик; пространство почти непроницаемой темноты, которое гений Фёдорова умеет воспроизводить на любых площадках. Сердце тьмы – кабинка с микрофоном, откуда любой зритель может говорить о чём угодно, не рискуя быть узнанным: помимо того, что в зале хоть глаз коли, голос при трансляции полностью меняется. Присутствие актёров-невидимок предусмотрено; они своими рассказами-заготовками могут задавать тему/настроение/ритм – а могут и не задавать; как пойдёт. И продолжительность эксперимента непредсказуема: в моём случае зритель попался очень словоохотливый – шоу основательно перевалило за три часа.
Руне БЕЛСВИК «ПРОСТОДУРСЕН»
Театр «Практика» / Мастерская Брусникина; постановщик – Михаил Плутахин
Идеальная сказка – для любого возраста, хоть и по нарочито детской книжке; подробно о маленьких приключениях невиданных зверей – здесь.
«ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!» Вариация на тему пьесы Эжена ИОНЕСКО «Король умирает»
Воронежский Камерный театр; постановщик – Михаил Бычков
Возможно, самый беззастенчиво интимный спектакль на свете; подробно о превращении абсурдистского короля Беранже в режиссёра Михаила Бычкова – здесь.
«КАБАРЕ «ГАЛИЧ»
Яна Кузина в проекте для актрисы, фортепиано и струнных; Центр культуры и искусства «Прогресс», Воронеж
Необыкновенный концерт необыкновенной актрисы, кабаретный урок истории и гражданской свободы; подробно о великом исполнении великих песен – здесь.
Антон ЧЕХОВ «ВИШНЁВЫЙ САД» У Чехова написано «комедия»
Воронежский Камерный театр; постановщик – Антон Фёдоров
До начала мне причудился запах краски – так и не понял, то ли действительно так задумано, то ли случилась обонятельная галлюцинация, спровоцированная картинкой: голая сцена с тёмной лужей (которой впоследствии будет назначена роль неколдовского озера, где утонул Гриша, сын Раневской), стены в подтёках, старенький музыкальный центр (и, опять же, впоследствии, меланхоличный трек Cry группы Cigarettes After Sex как один из музыкальных рефренов). Вольная ассоциация с брошенной дискотекой – что-то похожее я чувствовал, оказавшись на задворках «Гоголь-центра», где когда-то веселился в клубе «Икра» – оказалась, возможно, не такой уж и вольной: Фёдоров завершает спектакль стопроцентно клубным данс-перформансом в исполнении забытого Фирса (которого играет молодой артист танцевальной труппы Камерного Николай Гаврилин; узнав его за стариковским гримом подозреваешь, что без танца не обойдётся).
Подробно об этом замечательном «Вишнёвом саде» так и не написал – сломался после новости об увольнении Бычкова, равнозначном уничтожению театра. На февраль 2024-го «Вишнёвый сад» пока запланирован – стоит поймать момент и самим увидеть, как Раневская Натальи Шевченко реагирует на письмо из Парижа – словно это красная карточка, Шарлотта Тамары Цыгановой показывает убийственно потешные пренелепые фокусы, Яша Григория Яковлева утопает в дыму, а живчик Гаев выпрыгивает из старенькой иномарки или заваливает окружающих банками с керченской сельдью. Фёдоров придумал и продумал каждую роль; эта честная (правда, смешная, с абсурдистской придурью, но и прекрасной чеховской тоской) комедия – панорамный спектакль, где нет второстепенных героев. Но и, кажется, первый в моей зрительской жизни «Вишнёвый», где акцент – на Гаеве в исполнении великого Камиля Тукаева: как он радостно изображает делового человека, жестикулирует, чертя в воздухе знаки вопроса, и понимающе подмигивает – человек-сад!
Уильям ШЕСКПИР «ТРАГЕДИЯ О КОРОЛЕ РИЧАРДЕ III»
Березниковский драматический театр; постановщик – Пётр Незлученко
Шекспир, повергающий в шок, трепет, восторг и, не шучу, катарсис. Длиннющая пьеса о кровавом пути горбуна Ричарда к высшей власти (и его низвержении) поставлена, предполагаю, не без сокращений (с текстом не сверял), но достаточно подробно. Кажется, можно заскучать – как скучаешь, например, на «Борисе Годунова» (где и каноническая ремарка «народ безмолвствует» заимствована из «Ричарда») Петра Шерешевского: там ладно бы только общая концепция, но и текст – не работают; выглядят и звучат с каким-то значительным, но бессмысленным выражением. В спектакле актёра и режиссёра Петра Незлученко всё – слова, мизансцены, движение в ошеломляющем пространстве художника Евгения Лемешонка, ограничившего действие просцениумом (и превратившем сам зал в подобие средневековой залы в свете электрических свечей) – чётко; строго, жёстко.
Трагедию о короле играют и свита, точёный ансамбль, участники которого запросто меняются ролями любой гендерной принадлежности, и сам король – Дмитрий Поддубный, сочетающий умение выглядеть и классным «своим парнем», и тарантулом-вампиром, напитавшимся человеческой кровью. Трагедию играют с остроумными анахронизмами – вроде «Ветра перемен» «скорпов», саркастически исполняемого у стены казней, перманентно пополняемой чёрными «обелисками»-контурами. С небуквальными, но очевидными перекличками с нашим днём – может, поэтому найти спектакль на сайте Березниковского драмтеатра у меня уже не вышло. Но видео точно есть – не писал про «Трагедию» отдельный текст именно потому, что видел только в записи.
«ЛЕНКА» Спектакль по мотивам повести Владимира ЖЕЛЕЗНИКОВА «Чучело» в двух действиях
Театр молодёжи, Владивосток; постановщик – Павел Макаров
Вот ещё один спектакль, который я смотрел только на видео. Павел Макаров – худрук владивостокского Театра молодёжи; меня и раздражает, и восхищает, и привораживает – тем, как лихо, ярко, нестандартно, лишая очевидных трактовок выводит из зоны комфорта – его своеобразная дилогия в Хабаровском ТЮЗе, вампиловский «Старший сын» и володинские «Пять вечеров» (о которых есть немного здесь). «Ленка» – версия той же повести морального беспокойства, что Ролан Быков превратил в фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте и Юрием Никулиным – в ролях школьницы, Лены Бессольцевой, и её чудаковатого деда, почти блаженных и почти святых.
Макаров совпадений с фильмом избегает; проецирует сюжет советской повести на жизнь современницы сегодняшних зрителей – первой «в титрах» идёт героиня Дарьи Макаровой, Катя Г., рассказчица и проводник в старый, но ни разу не устаревший сюжет. История о чести и достоинстве, жертве и предательстве – сплошь громкие слова – складывается без пафоса и доходчиво; где-то ловлю себя на том, что скучаю по провокационной изощрённости хабаровских спектаклей Макарова. Но понимаю, с чем связан отказ от формальных излишеств: иногда то, про что ты говоришь, важнее, чем то, как ты про это говоришь. Хотя с формой у «Ленки» – высокий класс: школа, двор, дом – изобретательный театр, в котором ощутим быт; сценография Петра Окунева и аскетичная, и ёмкая; музыка Юрия Конакова не навязывает, но толково комментирует возможные эмоции. Всё по делу.
Люба СТРИЖАК «НИКАК НЕ НАЗЫВАЕТСЯ, ИЛИ БИМ В ПОИСКАХ БО»
Центр Зотов; постановщик – Саша Горчилин
Предпоследний день декабря принёс сюрприз и новогоднее настроение: абсолютно воодушевляющий спектакль с песнями по Хармсу и Чуковскому, пришельцем с планеты Пук-пук-пук и богиней Настей Лебедевой в роли не расколдованной до конца двуличной Недопринцессы «Никак не называется, или Бим в поисках Бо». Формально детский, но вообще универсальный. Идёт в Центре «Зотов» (и должен ещё долго идти). Поставил – и сыграл главную антигеройскую роль – Саша Горчилин. Я пару раз шипел «ссссуки» – по воле драматурга Любы Стрижак сашиного злодея-нарцисса-режиссёра зовут Вадим Никакой. Есть, на что рассердиться. Но, кроме шуток, это восторг и упоение. Горч – бог. Спасибро!