Любовь, кино и плутовство


Вадим Рутковский
27 November 2019

27 ноября «Фабрика грёз» открывает 18-й фестиваль немецкого кино German Films

Большой романтический фильм – про влюблённых, разделённых Берлинской стеной, киносъёмки как наркотик и единственно верный жизненный девиз – не отступать, не сдаваться!


Все крупные европейские кинематографии пытаются конкурировать с Голливудом. Только немцы не пытаются, а конкурируют. Делают самое дружелюбное по отношению к зрителю кино в Европе, уверенно держат марку большого стиля и выращивают живое, свежее кино на, казалось бы, истощённой за сто с лишним лет почве популярных жанров. «Фабрика грёз» Мартина Шрайера – флагман 18-го фестиваля немецкого кино German Films; идеальный фильм открытия, задающий торжественный тон и способный вызвать зависть: почему у нас так не могут? Тут, правда, вторгается голос внутреннего патриота, напоминающий, что и у французов с их врождённой синефилией не очень-то получается быть Голливудом;

только немцы лихо превращают грёзы в явь.


Кино – искусство-нарцисс, любующееся своей историей, упивающееся карнавалом съёмочных площадок; «Фабрика грёз» – кино, одержимое кино, в одном ряду с фильмами, рождёнными из аутоэротического наслаждения кино самим собой – как эпосы «Доброе утро, Вавилон» братьев Тавиани или «Однажды... в Голливуде» Тарантино. Итальянцы Тавиани реконструируют ранние годы Голливуда, а у американца Тарантино находится время для путешествия на легендарную итальянскую студию «Чинечитта». В Германии же своё место киносилы, бывшая UFA, ставшая в годы социализма студией DEFA, а после воссоединения страны превратившаяся в «Бабельсберг», по названию района в Потсдаме, где располагается этот исполин, в локациях которого снимают десятки голливудских блокбастеров. «Фабрика» – ретро-сказка (но не ложь!), в которой на «ДЕФУ» заявляется только что оттрубивший в армейке румяный шалопай Эмиль (Деннис Мойен). По протекции брата, играть в массовке – откуда Эмиля быстро и с позором выпроваживают. Даже в пастухах обитающих при студии гусей этот юный остолоп не продержался больше часа – потому что влюбился в дублёршу французской кинозвезды и наделал глупостей (кстати, Эмиль-пастух – ненавязчивый и симпатичный привет фольклору и реальным старым сказкам с их влюблёнными свинопасами; без хорошего мифологического базиса фильм о кино – не фильм). В итоге стал (не стану распространяться здесь, как) режиссёром Боборкманом и взялся за постановку первого социалистического блокбастера «Клеопатра».

Кино – дело авантюрное; не рискнёшь – проиграешь.


«Фабрика грёз» – ромком; опасный жанр, чреват трюизмами и фальшью, от которых «Фабрика» спасена химией между Деннисом Мойеном в роли Эмиля и Эмилией Шюле в роли Милы, той самой прекрасной дублёрши вредной француженки. И историческими фактами: от смешного до трагичного в послевоенной Германии – одна стена; роковым для героев становится 13 августа 1961 года – день, когда началось возведение бетонной границы между Востоком и Западом страны. Но «Фабрика» – не про поражение; 

безвыходных положений не бывает – и немцы умеют в этом убедить. 


Общество, изжившее страшные национальные травмы и добившееся ненатужной, здоровой демократии, построило и завидно здоровую кинематографию. И «Фабрика грёз», хедлайнер 18-го фестиваля German Films – лишь один из знаков жизни современного немецкого кино, разнообразного, но не противоречивого: оно любит своих героев, оно любит своих зрителей. Мы отвечаем взаимностью.