Фильм открытия – «Открытое небо», живописная и душераздирающая сага о мести, снятая братом и сестрой Арриага, детьми Гильермо Арриаги, крупнейшего мексиканского сценариста, соавтора, в частности, Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Фильм закрытия – «Майор Гром: Игра», вторая часть классной российской франшизы. Между ними – много разного.
На фильм открытия ММКФ билеты, насколько я знаю, не продаются; кадр из него – единственное отступление от выбранного мной формата, в котором всё, что напишу, иллюстрируется угарной «Сотней бобров», открывающей программу моего коллеги Егора Москвитина «Дикие ночи». Про «Открытое небо» Марианы и Сантьяго Арриаги имею право много не говорить: участник «Горизонтов» Венецианского фестиваля на широких российских экранах вряд ли появится. Не из-за лгбт (никакого секса, ни регламентированного, ни запрещённого, под «Открытым небом» вообще нет); просто потому, что это, в общем, обычное, пусть и респектабельное фестивальное кино:
подросший пацан в компании младшего брата и сводной сестры с бойфрендом отправляется мстить скуфу, повинному в автокатастрофе, погубившей отца.
О просмотре не пожалеешь, но и надолго вряд ли запомнишь; всё норм, без откровений. В прошлом году ММКФ открывал «Снегирь», в позапрошлом – «Сердце пармы», резонансные российские проекты, которым был предопределён прокат. Отчего таких не нашлось в 2024-м, вопрос(ик) к вселенной, не к фестивалю.
Я на ММКФ работаю; уже третий год вместе с идеальной Надеждой Королёвой отвечаю за почти весь короткий метр в программе, но и отборе других фильмов, насколько хватает сил, участвую. По логике, должен в первую очередь приглашать на программы корметра – конкурсную и объёмную внеконкурсную, состоящую в этом году аж из девяти тематических шот-сетов. Да, приглашаю, мы с Надей гордимся своим выбором; не гарантируем, что всё будет принято на ура, но бесполезных работ точно нет. Российским участникам внеконкурсной программы отведён отдельный сеанс «Новые русские»; и в других шот-сетах фильмы, в которых мы видим будущее отечественного кино, есть. Ну а в основном короткометражном конкурсе – два российских участника: NEW Жени Казанкиной и «30 секунд» Ивана Соснина. Я фанат обоих режиссёров; про Казанкину скажу одно – когда смотрел альманах «Найдите фильм!» (Find A Film!), снятый в 2023-м году участниками лаборатории Раду Жуде для фестиваля в Локарно, фрагмент Жени опознал без титров. В NEW – дополнительный повод увидеть – главную роль играет изумительная Дарья Муреева Про Соснина – уже в глобальном топ-8 ½ (если считать половинкой панегирик короткому метру) событий ММКФ;
для тех, кто ищет необычное и замечательное – ну а чего ещё искать на кинофестивале?
Вот такой пробег по программам.
1. Иван Соснин – герой 46-го ММКФ; участвует в двух конкурсах, с «30 секундами» в коротком метре и с печальной фантастикой «Пришелец» – в основном полнометражном (жюри полного возглавляет исландский классик Фридрик Тор Фридрикссон, с ним работают казахстанская продюсер Гульнара Сарсенова, российская актриса Елена Лядова и три режиссёра – наш Игорь Волошин, серб Радош Баич и турок Хусейн Карабей; в жюри короткого метра – марокканский кинематографист-мультиинструменталист Абделила Эль-Джаухари, российская актриса Мария Андреева и американский режиссёр Макс Вайсберг, чей фильм «Караганда» входит во внеконкурсную программу ММКФ). «Пришелец» – второй по-честному полный метр Соснина после «Далёких близких» (первый официально полный метр «Иваново счастье» – он же «Иваны, помнящие родство» – был сложен из короткометражных работ); подробно о фильме выскажусь после премьеры, здесь – только один комментарий.
Соснин – уникум, который делает невозможное: снимает кино доброе, народное, доступное – какие там ещё возможны определения; и это кино честное, стопроцентно авторское, в классическом понимании cinéma d'auteur.
Великий сентименталист.
2. «Сотни бобров» – шикарное название шикарного американского инди-фильма, участника «Диких ночей», вдохновившего на этот материал. Каждый кадр – как иллюстрация и к работе отборщика (вокруг – туннели с волчьими глазами, но мы не сдаёмся), и к жизни вообще.
Флагман программы цепких необычностей.
3. «Апогей человеческого 3» – мой личный фильм номер один в списке лучшего в 2023-м; гиперэксперимент Эдуардо Уильямса, который попал в сборную солянку «Путь в тысячу ли». Отчего нет – Уильямс, действительно, про путешествия, только такие, что умом не понять и аршином общим не измерить.
4. Николай Изволов и Дзига Вертов – восхитительная пара. В «Специальных показах» – реставрация/реконструкция базисного шедевра Вертова «Человек с киноаппаратом» и документальный фильм Изволова «Возвращение Вертова». Изволов уже вернул из небытия вертовские «монтажки» «Годовщину революции» и «Историю гражданской войны»; мы с друзьями шутим, что скоро появится и четвёртая песня о Ленине. В её ожидании посмотреть «Человека» в первозданном виде – самое то.
Кстати, и ретроспективная часть 46-го ММКФ полна редчайших редкостей: вгиковские работы отечественных и зарубежных кинематографистов ни в какой сети не найти.
5. «Фестивальный коктейль» – сборник фильмов, засвеченных на самых жирных фестивалях; я бы обратил внимание на самого маленького участника – про очень маленького человека. Это «Касабланка» Адриано Валерио, промелькнувшая в венецианских «Днях авторов»; наверное, не самый обязательный фильм, но короткий, всего час, в ценном формате докуфикшн, когда грань между постановкой и жизнью неразличима; про рождающуюся из союза по расчёту любовь очень чудаковатых героев – гротескного марокканского нелегала и итальянской матроны-наркоманки.
6. Доппельгангеры есть! В программе «Взрослым о детях», которой мой коллега Сергей Лаврентьев дал название из ностальгических воспоминаний о советской телепередаче, фигурирует «Другой сын» Хуана Себастьяны Кебрады. Мог, кстати, появиться и в «Фестивальном коктейле» – из дебютного конкурса Сан-Себастьяна (где соревновался с нашим фильмом «Привет, мама» Или Малаховой). Я не видел, но мечтаю посмотреть. Потому что Лаврентьев в нашей рабочей переписке написал вот такое:
«Герой, другой сын, временами чем-то напоминает Ивана [Кудрявцева, программного директора ММКФ], а временами – Вадима [меня!], что, согласитесь, прелестно».
С дрожью нетерпения жду, соглашусь или нет.
7. Иногда достаточно названия: в самой лаконичной подборке «Ешь, пей, люби, мечтай» (название, если что, отсылает не к попсе «Ешь, молись, люби», а к фильму Анга Ли «Ешь, пей, мужчина, женщина») – филиппинская драма «Лола Магдалина. Бабки-проститутки».
Ровно о том, о чём заголовок.
8. Мультам все возрасты покорны. Программа «Мультвселенная» в списке фестивальных программ – на обочине, перед сериальной «Первой серией» и впервые влившимся в ММКФ фестивалем стран БРИКС. Что несправедливо: среди анимационных участников есть, в частности, мощнейший венгерский полный метр «Четыре души койота» автора панковского хита «Восточный район» Арона Годера (и по сценарию грандиозного Гезы Беременьи, драматурга одного из моих персональных основополагающих фильмов «Время останавливается»), упоительный трип по мотивам индейских мифов, выдвигавшийся Венгрией на «Оскар».