Молодое кино на CoolPlay: «Похороны чая»


Вадим Рутковский
20 October 2023

В спецпроекте CoolConnections, посвящённом режиссёрам будущего – онлайн-премьера правдивой сказки Александры Гавриленко, оды юности, свободе и человечности

Резкое и нежное, натуралистичное и поэтичное высказывание предлагает совершить побег вместе с несовершеннолетними преступниками – и восходящими звёздами Марией Мацель и Владимиром Урмом: оптимистическая трагедия «Похороны чая» в свободном доступе на платформе CoolPlay.

Колония для малолеток – где-то на неуютном промозглом Дальнем Востоке; название города, близ которого отбывают свой срок бритые юнцы, звучит издёвкой: Благовещенск – какая тут благая весть?

Карту побега татуируют на коже, маршрут получают из письма, где заветные слова написаны невидимыми – молочными, как у Ленина? – чернилами; так могли оставлять тайные сообщения вольнолюбивые узники из приключенческих романов XIX века.

Впрочем, эти подростки (хочется поставить ударение на первый слог – как говорят в Хабаровске) вряд ли «начитались книг». Что не мешает им бежать – в мифический Китай, взяв с собой чай, сигареты, спички и шустрого вольного пацана, которого достала деревенская жизнь. Впереди – мечта и встреча с дочкой участкового; мечты не всегда сбываются, но разве это повод?..


Материал – чернуха, до последнего грамма шлака отработанная и перестроечным (не случайно в «Похоронах» возникает отсылка к фильму Сергея Бодрова «СЭР» – «Свобода Это Рай»), и современным фестивальным кино. Впрочем, в кадре – никакой чернухи; правда, в том числе и уголовного быта, есть, но правда, переплавленная в другую, подлинную, кинематографическую правду. Реализм – высокой пробы; не бегущий от действительности, но дополняющий её. Я на днях совсем по иному поводу вспоминал старый спектакль Ивана Вырыпаева «Комедия» – в нём был парадоксальный анекдот с рефреном «если копнуть поглубже». Так вот, Гавриленко «копает поглубже»; к настоящим, не внешним и не наносным смыслам.

Мы смотрим про зверей и побег, а видим про счастье и свободу.

Или их невозможность – но тут трактовка от эмоционального склада каждого зрителя. В главных ролях – Владимир Урм (на прошлогоднем фестивале «Короче» он появлялся в двух важных фильмах – «Похоронах чая» и «У нас есть связь») и Мария Мацель (звезда «Страны Саши» и «Отпуска в октябре»); вольного Лёшку сыграл Платон Кузмич, у которого уже есть и главная роль в полном метре – прошедшей мировую премьеру в Сан-Себастьяне «Чупакабре». Надеюсь на актёрское будущее всей молодёжи, открытой Гавриленко – Арнольда Каспарова, Шарля-Эдуарда Лесьера-Недолужко, Вадима Грошева. Во взрослой же роли участкового отрадно встретить Никиту Тюнина, отличного театрального артиста «Мастерской Петра Фоменко», памятного по странной и захватывающей «Нижней Каледонии» Юлии Колесник – раскованному кино нулевых.


Александра Гавриленко – выпускница Мастерской Александра и Владимира Коттов во ВГИКе. На сайте стихи.ру (тут – ссылка на телеграм-канал Гавриленко) она аттестует себя поэтом и режиссёром – и это чистая правда: «Похороны чая» сделаны кинематографистом, слагающим стихи;

это не только фильм о свободе – это свободный фильм, где раскован и поэтичен (и при том точен и честен) каждый кадр и каждый монтажный стык.

Со стихов – и драки – начинается фильм; робкие рифмы – сильные удары; первые стихи – не первая кровь; кровь как жизнь, движение, грёза – поэтика «Похорон чая». Фильма, который нерадостно называется и завершается отнюдь не счастливым концом – однако этот неблагостный финал светлее и надёжнее большинства лучезарно-ангельских хэппи-эндов.

Александра Гавриленко о «Похоронах чая»:

Привет! Я Александра Гавриленко, режиссер и сценарист фильма «Похороны чая». Я показываю вам историю одного побега и хочу, чтобы вы присмотрелись к героям моей кинокартины.

История родилась после подглядываний за фотографиями Карла де Кайзера, снятыми в колониях для несовершеннолетних.

Я увидела лысые головы, уставшие глаза, непонимание – что дальше. Игры в бадминтон, школьный класс с двумя мелками и старой тряпкой, любовь на свиданиях – а что потом?

Эти фотографии мелькали в сообществах вк. Изображение сложило в моей голове некую проблематику, идею, и я вынашивала ее с 2019 года. После наткнулась на документальный фильм о подростковой колонии на Алтае – дети готовились к 9 мая. Это выглядело очень смешно, по-доброму. И в то же время сурово.

Кто-то называет малолетних преступников зверьми, типами, не подлежащими исправлению. Но я считаю, что человек рождается человеком. И иллюстрирую в своем фильме, насколько важно сохранять ту самую человечность вне зависимости от обстоятельств. И как по-разному работают такие простые вещи, как любовь и дружба, на свободе и вне свободы.

Сейчас я работаю над другими проектами, которые поднимают вопрос становления личности — в одном рассказывается о подростке, в другом — о уже взрослом мужчине. В каждой работе герой выбирает для себя основные ценности, которые движут им, чтобы идти вперед. И благодаря этим ценностям герои и попадают в неприятности, и выбираются из них. Но важно: именно выбор в сторону человеколюбия помогает в дальнейшем становлении личности.

«ПОХОРОНЫ ЧАЯ» В ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЕ COOLPLAY