Совсем раннее детство и весьма преклонный возраст – состояния, нередко располагающие к идиллиям. Но не в этот раз: уверенно расположившийся на грани-лезвии между явью и кошмарным сном «Шурик» – в свободном доступе на платформе CoolPlay.
Малыша с трогательным рюкзачком в звёздочках мать тащит по схожей с тюремным коридором лестничной площадке: кроха Шурик (Ваня Турлаков) обречён остаться с бабушкой. На время, ненадолго – кто знает, какие там у мамы (Юлия Пыхтина) возникли неотложные дела. Отец (Игорь Хрипунов) идёт на этот шаг с такой же неохотой: «нельзя его здесь оставлять»,
«она не в себе», «она изменилась».
Это он о собственной матери, шуриковой бабушке. Галина Владимировна, действительно, эксцентрична: «Я вообще-то жрать готовила. Будешь жрать?» То ли свойская хулиганка в летах, то ли пожилая дама на пути к маразму, то ли ведьма...
«Шурик» – фильм короткий, но густой, переполненный тревожной бередящей энергией – как переполнены вещами интерьеры, вроде бы, рядовой квартиры, где оставили Шурика. Всё узнаваемо – и странно; могло бы сойти за обычный дом – старый дом старого одинокого человека, но нет,
слишком отдаёт потусторонним; чем-то по-настоящему страшным – как раз из-за своей инаковости.
«Шурик» – фильм, обнаруживающий зловещее в будничном; фильм, меняющий реальность; искажающий её или, наоборот, ухватывающий подлинную суть-жуть. Кто на свете всех милее, чем иконический друг детей Сергей Образцов? Но и он, вещающий Шурику с чёрно-белого телеэкрана, выглядит почти демонически – болезненно сладкоголосым колдуном с кукольным лицом. «Шурик» показывает мир с откровенностью ребёнка и изобретательностью атмосферного фильма ужасов: на хэппи-энд я бы не рассчитывал.
Александр Самсонов – актёр, закончил Московскую театральную школу Олега Табакова, играл в театре: на сцене Табакерки впервые появился в 2015-м в «Епифанских шлюзах» Марины Брусникиной. Снимался в кино – на его счету, в частности, значительная роль в фильме Бориса Акопова «Бык». Работал ассистентом Алексея Германа-младшего на проекте «Воздух». «Шурик» – первый опыт Самсонова в режиссуре; ошеломляюще уверенный, мастерский опыт. Лихое упражнение в сложном, отягощённом штампами жанре – Самсонов, даже используя их (те же куклы – совсем не игрушечный фундамент многих хорроров), снимает оригинально; эффект новизны – даже при повторных просмотрах. И сугубо авторское кино, базирующееся на личных воспоминаниях.
Александр Самсонов о «Шурике»:
В детстве я очень любил телеверсию кукольного спектакля «Кот в сапогах». Но каждый раз, когда главный герой попадал в логово людоеда, и вступала музыкальная тема, смотреть было невыносимо страшно.
Однажды мама выключила спектакль прямо во время этой людоедской сцены. Она остановила фильм в момент, когда злодей превратился во льва и неприятно хохотал над котом. Фактически мама смонтировала мне совсем другой финал – чистейший жанровый хоррор.
В детстве мы верим в сказки, но когда вырастаем – верить перестаем. Тогда они становятся нашей реальностью, и появляются новые сказки.
«ШУРИК» В ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЕ COOLPLAY