Фильм Кристофа Оноре – элегантный вклад в бесконечный пласт «кино о кино»; мягкая комедия про частную жизнь звёзд, прихотливые влечения и значимость дружбы; в дополнение к этой большой, но лёгкой кинопрогулке рекомендуем ещё 22 фильма о кино
Кьяра Мастроянни измучилась на съёмках рекламы – топала в сапогах по парижскому фонтану, пародируя «Сладкую жизнь» и Аниту Экберг, купавшуюся в фонтане Треви.
А ночью дома Кьяра увидела в зеркале не себя, а отца, Марчелло Мастроянни – и упала в обморок, настолько явным было видение.
Пришла в чувство только в два часа дня, разбуженная мамой, Катрин Денёв, за час до проб. И пошла на пробы – надев мамину юбку и заряженная мамиными советами, как вести себя с режиссёром Николь Гарсиа. Бестактность которой – «я надеялась, что ты будешь больше Марчелло, чем Катрин» – и становится триггером для окончательного превращения Кьяры Мастроянни в Марчелло Мастроянни...
В фильме поэта сексуальной амбивалентности Кристофа Оноре Кьяра Мастроянни – это Кьяра Мастроянни, дочь Катрин Денёв и Марчелло Мастроянни; Катрин Денёв – это Катрин Денёв: и все кинематографисты здесь играют самих себя.
Мельвиль Пупо закатывает истерики на правах первого бойфренда Кьяры
и про то, как его – за идиотский заказ в рыбном ресторане – отчитывал Марчелло, наверняка, не придумывает. Бенжамен Биоле – действительно, бывший муж Кьяры, с которым у неё сохраняются уютные дружеско-творческие отношения. И Фабрис Лукини, которого Николь Гарсиа приглашает сниматься вместе с Кьярой, тоже абсолютно всерьёз горюет, что так и не успел поработать с Марчелло – зато теперь счастлив сдружиться с его реинкарнацией.
Весьма убедительной реинкарнацией – Кьяра жутко упорна в намерении быть Марчелло; но влюбляется, впрочем, в грустного британского солдата Колина (вот он – чуть ли не единственный полностью вымышленный персонаж, герой Хью Скиннера). Встреча с романтическим англичанином напоминает о «Белых ночах» Висконти, где роль достоевского мечтателя играл папа Кьяры. И всё что-то напоминает – включая другие фильмы; и самого Оноре (Денёв дивно поёт «Над чем ты смеёшься, Марчелло» – так же легко переходя на пение, как это делали персонажи хита Оноре «Все песни только о любви»), и десятки других. Включая – что никак не могло быть запланировано – «Субстанцию», показанную в том же каннском конкурсе:
шоковая встреча Кьяры с зеркальным отражением отца уморительно рифмуется с ванной, где изучала свои морщины Деми Мур.
Конечно, случайность, радостно подхваченная программерами Канна; но и не совсем случайность. Оноре складывает смешную и странную вселенную, где всё завязано на кино – которое по праву заменило реальную жизнь. Потому что в разы интереснее; и это двухчасовая прогулка по миражам и волнам памяти – утопическая дольче вита. Кино – почти как герою Юрия Мамлеева – для полноценного существования достаточно себя самого. Папа Кьяры мог очень многое; в данном случае он может всё; потому что в данном случае «папа» – синоним «кино»; родная замена.
Самая бурлескная сцена фильма – с визитом Кьяры-Марчелло на римское телевидение (она думает, что будет давать интервью о своём преображении, а попадает на шоу двойников) – приводит в параллельный мир ещё одну легенду, Стефанию Сандрелли. Когда-то она прославилась дебютной ролью в «Разводе по-итальянски», теперь должна опознать, в ком из двойников витает подлинный дух Марчелло. Разумеется, опознаёт безошибочно. Этот эпизод возвращает не только Сандрелли: все имперсонаторы Мастроянни-старшего появляется в обличье его героев; среди них и Романо из фильма Никиты Михалкова «Очи чёрные».
Так недружественный сегодняшней загранице Никита Сергеевич снова попал на Каннский фестиваль.
+ ЕЩЁ 22 САМЫХ-САМЫХ ФИЛЬМА О КИНО – В ОТДЕЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ В ЖУРНАЛЕ COOLCONNECTIONS