Разрешённые игры


Вадим Рутковский
21 June 2021

Хмурый летний кинопрокат оживляет мексиканский хоррор «Кукла» – без кровопролития, но дельный. И национальный хит!

В лаконичном фильме мастера ужасов Адриана Гарсии Больяно призрак мёртвого ребенка задирает живых детей и всех подвернувшихся под бледную руку взрослых. Взрослые зрители оценят, как ловко в «Кукле» переплетается несколько классических – и по-прежнему актуальных – мотивов.


Софья (Лиз Дьеппа – красиво взрослеющий идол подростков Латинской Америки) по протекции старшей сестры устраивается служанкой в богатый дом. На её попечении оказывается пара проблемных деток – бесят с ангельскими лицами;

прежние гувернантки долго в этой семье не задерживались.

Только самый младший не доставляет особых хлопот – мирно сопит в колыбели. Но и его невинному сну угрожает явление демона Мормо, которого, бахвалясь, вызывает старший брат Габриэль...


Мормо – чудовище запоминающееся; и с именем повезло, и с обличьем – то пасмурное исчадие ада, то подёрнутый тленом мальчишка, которому лишь бы поиграть. В оригинале фильм и называется «Поиграй со мной»; «Кукла», на мой вкус, только запутывает, безосновательно отсылая сразу к паре относительно недавних хорроров, The Boy и The Doll, ставших у нас «Куклами».

И Мормо – он не игрушка, он живой (пусть и мёртвый), а жутко неприятного заводного барабанщика использует для устрашения и контакта с людьми из плоти.

Вызывают Мормо примерно как Кэндимена – несколько раз произнеся вслух приглашение поиграть. Попытайтесь повторить это дома...


Перекличку с классикой фильмов ужасов дополняет игра с готическими мотивами «Поворота винта»; у Больяно она осмысленнее, чем во многих прямых экранизациях Генри Джеймса, превращающихся в «поворот винта не туда».

Своя роль и у страны, в которую перенёс действие режиссёр-испанец.

Я сейчас не о культе смерти, повлиявшем даже на Pixar’овский мексиканский мультпроект «Тайна Коко», а об общественном устройстве: классовые противоречия в Мексике острее, чем где-либо ещё.


Добровольная самоизоляция превратилась в способ существования зажиточных семей – что отражено в целом ряде громких фильмов последних лет, хоть в жестокой «Зоне» Родриго Пла, хоть в лиричной «Роме» Альфонсо Куарона (не говоря про свежее нахрапистое бесчинство «Новый порядок» Мишеля Франко).

«Кукла» грамотно использует покоящуюся на социальном базисе клаустрофобию, множит её на превращённый в нездоровый тренд изоляционизм-2020 и усиливает проверенными страшилками.

Уродливые игрушки, испорченные дети, неадекватное хихиканье из бэбифона и вдруг распахивающиеся дверки платяных шкафов – это работает всегда.