Сторонники разбоя


Вадим Рутковский
3 May 2023

В прокате – горячая французская новинка, авантюрный ретро-роман Ромена Киро «Банды Парижа»

Главную героиню, красавицу и мстительницу, зовут на американский лад Билли – и это не просто так: кровавые приключения в европейской столице начала ХХ века оглядываются на великий американский жанр вестерн.


И на рок-н-ролльный ХХ век. Соблазнительный анахронизм возникает уже в прологе: криминальная малолетка-грабительница вонзает нож в бедро Саре Бернар под I Wanna Be Your Dog панк-группы Игги Попа The Stooges.

Всё логично: апаши – а именно в их честь называется фильм в оригинале, Apaches – вполне прото-панки.

Уличные бандиты, возраст которых редко превышал восемнадцатилетнюю планку, кошмарили сытых парижан на рубеже XIX-XX веков – и породили собственную культуру, подарившую моде (в том числе и русской революционной) рубашку апаш. Апаши – эпоха, апаши – легенда, апаши – миф и мир уникальных кодов и символов, сгинувший к началу Первой мировой, не календарного, но фактического старта нового столетия. Сугубо французский – и на все сто происходящий из американского мифа: апаши – всего лишь производное от индейцев апачей, которым парижские беспредельщики стремились дать фору в беззаконной дикости.


Пересказать сюжет – унылая обязанность рецензента – фильма Ромена Киро, известного по постапокалиптическому комиксу «Последний день Земли», можно буквально в одном предложении: повзрослевшая (и отмотавшая срок за преступление, которого не совершала) бедовая девчонка (Алис Исааз) возвращается на криминальное дно, чтобы отомстить порочному главарю по кличке Иисус (в русской версии героя Нильса Шнайдера называют нейтрально, на не затрагивающий чувств верующих испанский лад – Хесусом) за смерть ближайшего друга/брата, но, как заповедано французской культурой и законами роковых драм, влюбляется в обидчика. Собственно, всё.

За пределами предложения-синопсиса – тот самый рок-н-ролл и азартная, подвижная связь культур.


Вот детки, ещё маленькая Билли и её кореша, носятся по парижским трущобам – так же, как бегала по Нью-Йорку пацанва из «Однажды в Америке».

Вот мальчишка, стремящийся втереться в доверие к относительно взрослой братве, бахвалится, что изобрёл хот-дог – вовремя замечая, что в Америке это сделали раньше.

Вот камера проезжает по апашскому кабаку – неотличимому от салуна; и в саундтреке звучит Dirge группы Death In Vegas, трип-хоповый манифест британцев, обожаемых американским кино. Ну а обязанности фейсконтрольщика на входе в бистро-салун возложены на индейца по прозвищу Шеф.


Конечно, «Банды Парижа» – не must see; зрелищный пустяк, без которого можно легко прожить.

Но в нынешних условиях любой свежий французский фильм, да ещё и избежавший цензурных ножниц, уже маленький праздник.

А этот – заводной и неглупый, с хорошей динамикой и толковыми референсами; и главное – с вызывающим генетическую зависть анархическим духом свободы. Праздник непослушания.