Кухонный гарнитур


Вадим Рутковский
12 February 2024

В День святого Валентина в прокат выходит «Рецепт любви», французский фильм Чан Ань Хунга, режиссёра-интернационалиста вьетнамского происхождения, обладателя приза Каннского фестиваля за режиссуру

Эжени (Жюльетт Бинош) порядка двадцати лет служит кухаркой в замке великого гурмана Додена Буффана (Бенуа Мажимель). Их отношения нежны и прочны, пусть и не скреплены официально; их дни проходят в приготовлении изысканнейших яств, чему посвящена бóльшая часть некороткого фильма. За кулинарными процедурами, запечатлёнными предельно подробно и живописно, предлагается увидеть диалог влюблённых сердец


На дворе – прекрасная во всех смыслах эпоха belle époque, времена года степенно сменяют друг друга, не отвлекая месье Буффана от пиршественных встреч в кругу близких друзей – достойных провинциальных господ, докторов и банкиров, живущих в долине Луары. Эжени в мужских трапезах и необременительных диалогах с экскурсами в историю участия не принимает – исключительно по собственной воле: ей нравится общаться не напрямую, но своими блюдами. Она – единственная избранница Буффана; ночью дверь в её в спальню часто (хотя и реже, чем хотелось бы Додену) остаётся открытой.

Давние друзья, любовники и единомышленники решаются, наконец, заключить брачный союз, но жизнь, где удовольствие и горечь неразделимы, вносит свои трагические коррективы...


Вообще, не знаю, что ещё сказать о «Рецепте любви», в оригинале называющемся La passion de Dodin Bouffant, «Страсть Додена Буффана» – чуть короче, чем положенный в основу фильма роман швейцарского беллетриста и гастронома Марселя Руффа (1877-1936) La Vie et la passion de Dodin-Bouffant, gourmet, «Жизнь и страсть Додена-Буффана, гурмана». Англоязычные читатели знают книгу под названием The Passionate Epicure, «Страстный эпикуреец». К экранизации слово «страсть» вряд ли применимо: всё чинно, сдержанно, рассудительно.

Эротические сцены коротки и целомудренны. Кулинарные – бесконечны, но тоже не позволяют причислить себя к food porn:

сняты с немыслимым, почти религиозным уважением к еде (ну и стерильная цифровая картинка у меня вызвала отстранение – пусть оператор Джоанатан Рикебур и славен такими эстетскими вещами, как «Смерть короля Людовика XIV» и «Уховёртка»).


Толику юмора даёт появление принца Евразии (Мхамед Арезки), устраивающего раблезианский обед длиной в восемь часов; это абсолютное, с точки зрения воспитанных французов, бесчинство (где безупречны были только вина) остаётся за кадром, не оскверняет деликатную ткань повествования. Есть очаровательный дебют Бонни Шанье-Равуар в роли девочки-вундеркинда, с малых лет способной на вкус определить все ингредиенты сложного мясного соуса.

В отношения главных героев не смог поверить ни на сантим:

видел на экране не Эжени и Додена, а Жюльетт Бинош (как всегда, прекрасную) и Бенуа Мажимеля (с годами приблизившегося по комплекции к Депардье).


У фильма много поклонников; Франция удивила Американскую киноакадемию, выдвинув на «Оскар» не собравшую гомерическую коллекцию наград «Анатомию падения», а «Рецепт» – видимо, как гипертрофированно французское произведение (так и Доден Буффан собирается ошеломить принца Евразии ответным обедом из одного единственного блюда – весьма простецкого, зато исконного, традиционного, накормившего не одну тысячу французских семей говяжьего рагу потофё).

Тут интересно, что Самый Французский Фильм современности сделал вьетнамец Чан Ань Хунг, по факту – режиссёр-хамелеон:

после трёх снятых на родине картин («Велорикша» получил золото Венецианского фестиваля) он пробовал быть стопроцентным американцем (не важно, что в числе стран, выпустивших жестокий триллер «Я прихожу с дождём» Америки и нет; действие – в Лос-Анджелесе, и всё, от ритма до настроения – из брутальных криминальных жанров) и стопроцентным японцем (в экранизации «Норвежского леса» Мураками). Наибольшее признание принесло обращение в француза.