«Вечные», само собой, идут почти в каждом кинотеатре, а чтобы отыскать в афише «Тыгын Дархан», придётся приложить усилия: мир устроен несправедливо, давно не новость.
Десять антропоморфных инопланетян защищают Землю от плотоядных тварей-девиантов с незапамятных времён: первая битва мощной десятки и адского зверья случилась ещё в 5000-м году до нашей эры.
Вечные не всесильны и даже не бессмертны, но каждый владеет своими специфическими сверхъестественными способностями,
благодаря которым к условно нашим дням (по параллельному марвеловскому летоисчислению) от девиантов не осталось следа. А сами Вечные разбрелись по планете кто куда; Серси (Джемма Чан) живёт, например, в Лондоне, трудится в Музее естествознания, немного опекает свою сохраняющую детскую внешность инопланетную соратницу Спрайт и подумывает о серьёзных отношениях с коллегой-землянином.
Всё спокойно, вдруг откуда ни возьмись и девианты,
изрядно к тому же эволюционировавшие: один из них смог убить даже духовного лидера Вечных Аяк (Сальма Хайек). Чтобы справиться со злом, Вечным необходимо объединиться; но и девианты окажутся не самой главной угрозой миру и процветанию на Земле...
«Вечные» – часть марвеловской вселенной, в которой я, честно, ориентируюсь ненамного лучше, чем в марках автомобилей. Предыдущим моим столкновением с этим миром была «Чёрная пантера» – и она впечатляла безотносительно погружённости в тему; в отличие от тетралогии «Мстители» (понимаю – см. кассовые сборы – что в меньшинстве, и всё ж считаю, что адекватнее параноидально-пародийной комедии Никиты Лаврецкого «СуперГероический ВидКаст» о фанатах комикс-вселенных никто не высказывался). Но сейчас не о «сложных» «Мстителях», собравшей персонажей разных фильмов в одном спецэффектном мегамолле. С «Вечными» легче – их история начинается не то, чтобы с нуля – с нуля в экранизациях Marvel ничего не начинается, и здесь, например, вспоминают инопланетного суперзлодея Таноса, уже нанесшего немалый вред человечеству.
Но всё же можно не комплексовать из-за непонимания кто есть кто;
это – первое знакомство с Вечными и их политикой нейтралитета по отношению к внутривидовым межчеловеческим конфликтам.
Фэнтэзи-экшн с амбициями философского трактата пытается размышляет о том, насколько в принципе высока ценность человечества.
Имя режиссёра обязывает, развлекая, поучать:
«Вечные» подписаны Хлоей Чжао, чья «Земля кочевников» победила в Венеции-2020 и получила премии «Оскар» за фильм и режиссуру в 2021-м. С развлечением «Вечные» справляются лучше, чем с философией: она при всей претенциозности замаха сводится к гуманизму в самом попсово-прямолинейном изводе. Следить же за тем, как герои борются с внешним и внутренним злом в течение двух с лишним часов, почти не утомительно. Хлоя Чжао – режиссёр-конструктор, умело оперирующая разными мифологемами; в «Наезднике» и «Земле кочевников» она эксплуатировала архетип инди-кино об американских отверженных, но не униженных, теперь технично сложила пазл из комикс-конструкций. На то, что он останется в вечности, я бы не ставил.
Не в бюджете, но в величественности якутский фильм «Тыгын Дархан» с «Вечными» вполне сопоставим:
он тоже из редкой, уходящей породы большого кино;
свести обе картины в одном обзоре – не то, чтобы мой произвол. И внутренний конфликт Тыгына, рефлексии сурового воина, стремившегося объединить разрозненные якутские улусы и прекратить феодальную междоусобицу, также важны для фильма Никиты Аржакова, как морально-этические дилеммы Вечных – для фильма Чжао. Проблема в том, что посмотреть «Вечных» можно без труда, а «Тыгына Дархана» показывают единичные залы. Объяснимо, но несправедливо.
Если повезёт, поймайте фильм именно в кино: он разливается по широкоформатному экрану как река, где кипящие порожистые стремнины чередуются с плавным равнинным течением.
Тыгын Дархан (Ньургун Бэчигэн) – равно и реальный персонаж, и герой сказаний-преданий, былинный богатырь, далёкий, кстати, от плакатных представлений о добродетели.
Настолько же далёк от плаката и фильм, на который я отправлялся не без опаски: снят он по заказу правительства Республики Саха, а мы в России знаем, как чаще всего выглядит заказное «искусство». Но молодая якутская кинематография в очередной раз – не только на поле фестивально востребованных драм, авторских хорроров и популярных комедий – преподносит классный сюрприз.
Фильм государственной важности может быть и живым, и ярким; «общественное» в «Тыгыне» неотделимо от «личного», война и мир, культура и природа – стороны одной медали;
фольклорное сказовое начало и документальный историзм – общие корни кинематографического древа жизни.