Вкалывают роботы, злится человек


Вадим Рутковский
10 May 2024

В прокате – анимационный фантастический нео-нуар «Марс Экспресс», полнометражный дебют француза Жереми Перена, создающий мрачный (другого не ждём), но броский образ будущего

Тех, кто выберет опцию просмотра с русскими субтитрами, ждут звёздные голоса Леа Дрюкер, Матье Амальрика и почтенной Марте Келлер, взявшейся за роль неантропоморфного, но разумного искусственного существа Берил. Экшн и межпланетные вояжи доступны в любой языковой версии


Титры открывает логотип с магической пальмовой ветвью: фильм справедливо гордится участием в официальной программе Каннского кинофестиваля 2023 года (после которого «Экспресс» поехал на один из главных анимационных смотров мира в Анси). Можно уточнить, что входил он в самую необязательную программу «Кино на пляже»; уточняю вовсе не для обесценивания (был бы «Марс» неинтересным, не стал бы сочинять этот текст). Пляжная секция – ещё и самая расслабленная: любой желающий (даже бейдж, без которого в Канне никуда, не нужен) разваливается в шезлонге и смотрит кино под открытым звёздным небом (а на выходе ещё и оставляет себе в подарок плед – так, во всяком случае, было сколько-то лет назад, когда я смотрел на пляже классический «В мире безмолвия» Кусто и Маля).

Помня про эти туристические радости, я настраивался на яркое и безмятежное подражание японским аниме (именно в такой технике сделан фильм) и был ошарашен предельно жёстким началом.


Классная девушка в белье отмахивается от Ники, кота, перепачкавшегося во что-то типа машинного масла, и легко снимает с животного шкурку – это ещё не шок, это ещё мило, просто кот – робот. Звонок в дверь – девушка впускает полицейского марсианского города Ноктиса: «быстро приехали». А дальше человек, выдающий себя за полицейского, зверски убивает и девушку, и робокота; соседке жертвы удаётся спастись, спрятавшись в пенной ванне.

Следующая сцена – на Земле, превратившейся в сплошную горячую точку и гигантскую «трущобу», как презрительно называют её релоцировавшиеся на Марс:

улицы заполнены агрессивными толпами хомо сапиенсов, требующих полного уничтожения роботов. Тем временем в отеле-высотке властная блондинка, экс-коп Алин Руби (её в оригинале и озвучивает Леа Дрюкер) вместе с андроидом Карлосом (старая операционка, новое сознание – расставшегося с физическим телом и жизнью полицейского) проводит сложноустроенный арест Роберты Уильямс, хакерши, занимающейся взломом – то бишь, освобождением воли – роботов, и её металлического подручного Лема (имя, конечно, неслучайно). Уже на Марсе с Роберты снимают наручники – не нашлось легальных оснований для ареста; расстроенная Алин отправляется к своему заказчику, мультимиллиардеру Крису Ройджекеру (в оригинале – голос Матье Амальрика) и ввязывается в расследование исчезновения двух студенток – тех самых девушек из шокирующе жестокого пролога, что связаны с взломом андроидов...


В рецензии на евро-аниме, миксующее нуар, научную фантастику, антиутопию, экшн и поляр – французский полицейский фильм – спойлеры могут навредить здоровью рецензента.

Так что не волнуйтесь, я себе не враг, лишнего не сболтну; всё, что рассказал – первые марсианские минуты, завязка, дающая представление о расстановке сюжетных сил. Кроме Станислава Лема, «Марс Экспресс» передаёт конкретный привет Филипу К. Дику и в целом не стесняется работать с темами и идеями, бессчётное количество раз отработанными в художественной футурологии. Эффект дежа вю не отменим, но сценарист-режиссёр Перен, похоже, и не берётся за невыполнимую миссию придумать нечто радикально новое, зато с задачей занятно скомбинировать элементы хорошо придуманного старого справляется отлично. Держит ритм, не теряет энергии крутого боевика, что для склонных к атмосферности и болтологии французов (и жанр нуара не располагает к чёткому движу) – подвиг. Даже простительно необходимый всякому нуару дым-туман действий-мотивировок, в целом, развеивается: ощущение драматургической скомканности не исключено, но оно мнимое; всё в целом ясно. Как и не то, чтобы оригинальный, но верный посыл финала: телесная оболочка – ничто, а дух веет, где хочет, и если – увы – на нашей планете с оценкой ноль ему делать нечего, остаётся шанс на перемещение в дальние дали; мы – дети галактики.


Большой плюс «Марса» – в деталях,

в ловком оживлении всех (не только человеческих) нарисованных героев (заодно спасибо русским субтитрам, добавляющим близких моментов – вроде корпорации «Рокосмос»). Алин неуверенно борется с алкоголизмом; тема с блокировкой всего содержащего градус – повод для мемоёмких шуток. Помимо бутылок с виски, Алин мечтательно заглядывается на пресс одного из фигурантов расследования, университетского преподавателя жертв – у того, впрочем, под боком собственная AI-спутница, с идеальным золотым телом и рогом единорога на лице (сексуальные предпочтения – вещь непредсказуемая).


С магнатом Ройджекером Алин связывает боевое братство: фотография военной операции прошлых лет появляется на считанные секунды, но многое в отношениях персонажей объясняет. У Карлоса не хватает оперативной памяти для обновления – реально понятно и смешно; в плотской же жизни он был мужем-абьюзером – хорошо, что некоторые ошибки позволяет исправить смерть;

смерть – это не конец.

Отдельные аплодисменты – прогнозу жизни освобождённых роботов: получив вольную, они проводят дни, «обкурившись и трахаясь»; своим особым, недоступным людям способом. Мечта.