«Родина – понятно, мать. Раз, два, три, четыре, пять. Самурай вспорол живот. СССР мечтой живёт». Строчки из «Азбуки» Дмитрия Пригова могут стать эпиграфом «Брусфеста»-2020, в программе которого есть и Пригов, и смерть, и самураи, и мечты, и, конечно, наша великая родина.
Фестиваль, посвящённый памяти Дмитрия Брусникина, придумали его ученики, Мастерская Брусникина, но только в кругу брусникинцев фестиваль не замыкается. Его пространство разомкнуто и в темах, и в стилях, и в географии, которую в этом году известные внешние факторы несколько сузили, но, скрестим пальцы, не навсегда (главный зарубежный гость-2020 – из братской Беларуси: спектакль «Примитивы» минской ART Corporation, трансформирующий в театр жизнь сельской художницы Алены Киш). И понятие «документальный театр» «Брусфест» трактует вольно;
документальный здесь – синоним честного и антоним классического.
Не подумайте, что программа сплошь состоит из слепков с повседневности за окном и новостей в fb-ленте или вербатимов – таких, как коллективный портрет подростков XXI века «Будущее.doc» Дмитрия Соболева в «Театре.doc» или проект Элины Петровой и Бориса Павловича «Город. Разговоры», планирующий захватить сразу несколько отдалённых уголков в спальных районах Москвы. В свой второй год «Брусфест» предпринимает рискованные вылазки в экзистенциальные сферы – отталкиваясь, конечно, от реальности и её иногда прямой, а порой прихотливой документации.
«Брусфест» проходит при поддержке Фонда президентских грантов – и это лучшее применение, которое можно придумать средствам фонда. Первый фестиваль я вспоминаю весь год – настолько живым и неожиданным он получился.
Новая панорама театра правды обещает быть не менее интересной.
Открытие фестиваля датировано 25-м октября – в этот день завершится цикл литературных прогулок «Пригов. Азбуки», созданный Александром Вартановым для проекта «Живые пространства» фестиваля «Территория». Так «Брусфест» перенимает театральную эстафету у старшего товарища – и заявляет о том, что современному театру место не только в привычных залах, где огни рампы отделяют зрителей от артистов. «Пригов. Азбука» – site-specific театр в искусственных пейзажах парка «Зарядье», спорной территории новой Москвы – города, ставшего героем многих приговских текстов.
Спектакль открытия – «Жизнь мертвецов», «бродилка» о смерти. «Брусфест» делают люди, явно не обделённые чувством чёрного юмора: дебютный фестиваль 2019-го открывался «Смертью на работе», теперь нас ждёт (каждого – свой) трип по равно пугающей и завораживающей зоне; посмотрим, сохранится ли традиция в 2021-м году.
Для нынешнего же года с его насильственной заботой о здоровье – будто оно гарантирует бессмертие – тема мертвецов самое то.
Опять же, можно процитировать уместного в любых ситуациях Пригова: «Мы сами-то, конечно – смерть / Не то, чтобы уж очень смерть / Но и не то, чтобы не смерть / О, Неминуемая смерть!».
«Жизнь мертвецов» – спектакль, где у зрителей разные маршруты, и увидеть все локации за один раз нельзя, – поставлен в краснодарском «Одном театре» Сергеем Чеховым, режиссёром, известным отчаянно эстетской «Рекой Потуданью» в Псковской драме. «Брусфест» привозит в Москву из Пскова его новую работу – «генеративную оперу» «Семь самураев», и она, кажется, укрепит репутацию Чехова как изощрённого формалиста:
кадры из спектакля обещают визуальное бесчинство.
Но драматургический материал, на котором всё строится, – документальный: интервью всех, кто работал над спектаклем, полные откровенных личных признаний.
«Квазифутбол» Дмитрия Волкострелова, поставлен, как и «Живые мертвецы», в независимом «Одном театре». Анонс обещает «Квинтет для четырёх исполнителей и арбитра. Спектакль для тех, кто любит театр и любит футбол. Для тех, кто не любит театр и не любит футбол. Спектакль, который меняется в зависимости от того, как накануне сыграла команда ФК «Краснодар». Здесь тоже использованы реальные интервью, которые Волкострелов вместе с артистами превращает в аналог футбольного матча. Я не люблю футбол, точнее, абсолютно к нему невосприимчив – как Хоттабыч до перерождения:
«Неужели этим двадцати двум приятным молодым людям придётся бегать по этому обширному полю, терять силы, падать и толкать друг друга только для того, чтобы иметь возможность несколько мгновений погонять этот невзрачный кожаный мячик?»
Однако уверен, что маг театрального минимализма Волкострелов превратит меня в болельщика – хотя бы на те полтора часа, что идёт «Квазифутбол».
Премьеры «Брусфеста» – хореографическая инсталляция Дины Хуссейн и Анны Гарафеевой «Дыхание» в Музее Москвы и «Чёрная книга Эстер», совместный проект Российского еврейского конгресса, Мастерской Брусникина и Бюро художественного проектирования. Известно, что драматург Андрей Стадников и режиссёр Женя Беркович предпринимают в нём театрально-историческое исследование ксенофобии.
Ничего развлекательного это не сулит,
но Беркович – автор «Геронтофобии», «Autland» и «Считалки» – умеет обращать в жизнеутверждающий театр самые болезненные сюжеты.
«Брусфест» – это ещё и премьера пьес: на фестивале пройдёт читка «Спасибо, вирус» (вы догадались, что это пьесы, написанные во время корона-кризиса). Вторая читка – «Драматургия дока» – объединяет пьесы нулевых и десятых годов:
наша новейшая история, которую «Брусфест» осмысляет и создаёт.