Победа «Сказки про последнего ангела» и «Пиноккио. Театр» – победа, которую невозможно оспорить. Но абсолютно идеальных решений не бывает.
Приз за режиссуру «Пера Гюнта» в театре им. Евг. Вахтангова получил Юрий Бутусов; это, как минимум, его шестая «Золотая Маска», и в том, что он её получит, я не сомневался (могут подтвердить член жюри Дмитрий Волкострелов и председатель Алёна Карась, с которыми я делился прогнозами после завершившего фестиваль бурятского эпоса «Аламжи»; они, если что, о работе жюри молчали, всё по закону). Не сомневался, хотя «Пер Гюнт» кажется мне едва выносимым;
но так заведено – награждать Бутусова.
Он большой режиссёр и автор спектаклей, не раз повергавших меня в экстатический восторг; поклонение ему напоминает поклонение рок-идолам; и артисты у него играют с отдачей рок-звёзд.
Правда, в последние года три мои отношения с работами Бутусова основательно разладились; так бывает и с любимыми рок-группами – вроде, то же самое, но новые альбомы не заводят. Всё, что я помню о безразмерном «Пере Гюнте»: то, что там был Другой Пер – с красным лицом (не иначе, жар адского пекла вызвал гиперемию); хотел обратить настоящего Пера в тролля. Тот сопротивлялся.
Нагой, обсуждал с мамой охоту – и намёк на инцест выглядел таким же случайным, как концертные номера или «Лед Зеппелин» и Хаски в саундтреке.
Мать бежала по крыше – металлическим пластинам, разбросанным по сцене. Умирая, взваливала такую на спину. Рондские горы изображало их название, написанное чёрной краской на белом холсте с частоколом микрофонов перед. Ещё была глина, в которой резвились герои.
Однако Сергей Волков – потрясающий;
на Волкове «Пер Гюнт» держится.
Во втором действии он появляется дай бог к середине – и до его появления не ясно, зачем смотреть спектакль. Жаль, конечно, что не наградили Волкова; но приз за роль получил Тимофей Трибунцев, «Борис» у Крымова, и попробуй оспорить. Можно только поздравить – особенно в день награждения, совпавший с премьерой на ММКФ «Девятаева», где у Трибунцева хоть и эпизод, но для главного героя судьбоносный.
Исключительно рад и решению отдать женскую актёрскую награду Анне Антоновой в южносахалинских «Экстремалах»; я как раз писал пару дней назад о том, какая эта работа потрясающая – в тексте о номинантах малой формы. Текст о дилогии «Пиноккио» – здесь; работа планетарного масштаба. Но именно поэтому для меня она существует вне всякого конкурса.
Неразрешимое, короче, противоречие ощущаю: не наградить – невозможно, наградить – слишком очевидно.
Спектаклей большой формы на «Маску» было выдвинуто всего-то шесть, причём Антон Фёдоров в этой номинации соревновался с самим собой: «Петровы в гриппе» из «Гоголь-центра» против альметьевского «Королевства кривых». Победа «Сказки про последнего ангела», о которой я подробно рассказываю здесь, – тоже из очевидных.
Аплодисменты, аплодисменты.
Присоединиться к ним можно и в кинозалах: «Сказка про последнего ангела» идёт по всей стране в совместном проекте CoolConnections, «Золотой Маски» и TheatreHD.
В номинации «Эксперимент» совместное решение драматического и музыкального жюри принесло победу экстремальному – потому что по питерским задворкам – променаду Кирилла Люкевича «4ELOVEKVMASKE». В трипе по маршруту графитистов-нелегалов я не участвовал, потому комментировать не могу.
Сам болел за эзотерическую фолк-дикость «Горемычных танцев» Настасьи Хрущёвой и Александра Артёмова и бескрайний «Север» Сергея Чехова – инсталляционный проект в здании Архангельского Морского Речного вокзала.
Его всё же косвенно отметили – отдав спецпремию за расширение конвенций репертуарного театра выпустившему «Север» Архангельскому Молодёжному.
В любом случае, я рад, что за удачный эксперимент сочли не поддельный «карантинный» театр – который смотрят в компьютере,
а реальный театр, требующий физического присутствия – и физической подготовки.