В программе OTKRITIE X STRELKA FILM FESTIVAL – Хлебников, Лозница, братья Сафди, Эдгар Райт, сюрпризы фестиваля «Движение» («Нашла коса на камень») и фестиваля в Карловых Варах («Кондитер» и «Фрик-шоу»), а также культовая «Святая гора» Алехандро Ходоровского.
Этим перечислением можно было бы и ограничиться:
понятно без комментариев, что Стас Тыркин, куратор с отличным чутьем на по-настоящему современное – острое, актуальное, если хотите, модное – кино, собрал практически идеальную программу.
Контрастную и провокационную: рядом с хрупкой и очень дружелюбной к зрителю (несмотря на клиническое название) «Аритмией» Бориса Хлебникова, фильмом-победителем фестиваля «Кинотавр», – великолепный каннский аутсайдер «Кроткая» Сергея Лозницы, долгий, странный, жуткий и смешной трип по матушке России (подробно о фильме – в репортаже из Канна). Еще один вызывающий опус про дикую русскую жизнь – наглый и талантливый дебют Ани Крайс, национальный гиньоль «Нашла коса на камень» (подробно – в репортаже с фестиваля «Движение», где Крайс получила главный приз) обрамляют эстетские кинопражнения: «Сувенир» бельгийца Бафо Дефюрна – с нестареющей Изабель Юппер в возрастной роли забытой опустившейся певицы, и «Кондитер» израильтянина Офира Рауля Грайзера. По словам Тыркина, «великолепный образец современной мелодрамы и в то же время нежнейшего фуд-порно, в котором изготовление и потребление кондитерских изделий являют собой прямую форму компенсации сексуальной жизни».
Да, к «Сувениру» прилагается и бонус – победитель короткометражного конкурса «Кинотавра» «Лалай-балалай» Руслана Братова, который все посмотревшие называют гениальным. Такое фантастическое единодушие встречается редко, если только речь не идет о проверенной временем классике: Стредка дает редкий шанс увидеть на большом экране «Святую гору» (1973) Алехандро Ходоровского – бушующий океан образов, сюрреалистическое безумие, алхимический эксперимент над религией, проведенный Ходоровским на волне успеха культового (это тот случай, когда обесцененное неуместным использованием слово используется по данному энциклопедиями праву) вестерна «Крот».
Включение этой архивной волшебной горы в коллекцию новинок – смелый и красивый жест, уничтожающий надуманные иерархии между старым и новым.
И серьзный культуртрегерский ход, открывающий юным синефилам terra incognita отчаянного авторского кино.
Еще одно великое направление, представленное на Стрелке, – американское независимое кино в лице братьев Сафди (в 2011-м они гостили на нашем фестивале «Амфест» с фильмом «Сходи за розмарином»), авторов шикарной криминальной комедии «Хорошее время», участвовавшей в основном конкурсе Канна. В ней почти неузнаваемый, заматеревший и «забородевший» Роберт Паттинсон играет грабителя-лузера Конни, отправляющегося на дело вместе с братом-олигофреном (в этой роли – один из братьев-режиссеров, Бен Сафди). Всё, как водится в off-голливудском кино, идет шиворот-навыворот, ограбление терпит провал, слабоумный Ник попадает за решетку – и Конни пускается во все тяжкие, чтобы вытащить кровника на свободу.
Последствия каждого действия непредсказуемы, границы между трагедией и фарсом стёрты, ночной Нью-Йорк снят в завораживающем импрессионистском флере (ура выдающемуся оператору, талисману новых американских инди-режиссеров Шону Прайсу Уильямсу), буйная энергия, подкрепленная отменным саундтреком, перехлестывает за кромку широченного экрана.
Last but not least – камео Дженнифер Джейсон Ли, маленькая киноманская радость.
Еще один удивительный пример криминального экшна – «Малыш на драйве», голливудский фильм британского вундеркинда Эдгара Райта, автора «Зомби по прозвищу Шон», «Типа крутых легавых» и «Армагеддеца».
Казалось бы, что неожиданного можно извлечь из архетипичной истории? Суперловкий водитель, чьи румяные щеки и детский взгляд, тщетно маскируемый темными очками, объясняют прозвище Малыш (Энсел Эльгорт из «Дивергента» и мелодрамы «Виноваты звезды»), работает на бандита Дока (умеренно инфернальный Кевин Спейси). После очередного ограбления Малыш решает завязать с преступным промыслом, Док, естественно, против, подбивает на «последнее дело», Малыш соглашается, не подозревая о коварстве работодателя. В пересказе звучит так себе – видели, знаем (хотя про ограбления и автомобильные погони можно смотреть бесконечно). Но тут важно не столько, про что кино, сколько как оно сделано.
Малыш – меломан, не расстающийся со стареньким iPod-шаффлом (у этой привязанности к раритетному гаджету есть свое трогательное объяснение), и весь фильм – аналог скоростного диджей-сета, своего рода, мюзикл, в котором всё действие подчинено смене музыкальных треков. Такого филигранного микса жанрового кино и популярной музыки мы еще точно не видели.
Что можно сказать о каждом фильме фестиваля на Стрелке: каждый – сюрприз, каждый – открытие.