«Золотая Маска-2017»: новая классика в кино


Вадим Рутковский
2 February 2017

Главная театральная премия России проводит фестиваль в Москве – и показывает избранные спектакли в кинотеатрах всей страны

Первый текст о «Золотой Маске» 2017 года посвящен четырем трансляциям в 52 городах. Современный театр должен быть доступным!

19 апреля станут известны лауреаты «Золотой Маски», самой авторитетной российской театральной премии, созданной в 1995 году. А вот точную дату начала фестиваля назвать не так просто: он огромен, помимо конкурсного показа спектаклей-номинантов включает обширную off-программу «Маска Плюс» и «Детский Weekend». Первый спектакль, участвующий в соревновании – «Травиату» Уилсона/Курентзиса, поставленную в Пермском театре оперы и балета, – жюри смотрит на родной сцене 4 февраля (мы с удовольствием напоминаем, что показывали этот выдающийся спектакль минувшим летом в кино). Первая московская гастроль – «Кармен» из Екатеринбургского театра оперы и балета – назначена на 15 февраля. Ну а 17 февраля пройдет показ созданного в том же театре балета «Ромео и Джульетта» на сцене Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и его прямая трансляция в кинотеатрах России. В этом году мы с гордостью представляем прямые трансляции четырех спектаклей.

Во время фестиваля на киноэкранах появятся два спектакля, участвующих в конкурсе, и два проверенных временем шедевра, призеры «Золотой Маски» прошлых лет.

Новинки – это «Гроза», поставленная Андреем Могучим в БДТ им. Г.А. Товстоногова, и балет «Ромео и Джульетта» в постановке Вячеслава Самодурова. В ретроспективной части программы – два эпоса: спектакль Льва Додина «Жизнь и судьба» в Малом драматическом театре – театре Европы и спектакль Петра Фоменко «Война и мир. Начало романа» в «Мастерской Петра Фоменко».

17 февраля

Сергей Прокофьев «Ромео и Джульетта» Балет в трех действиях

Спектакль Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета

Прямая трансляция из Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Конкурсная программа «Золотой маски» начинается с гастролей музыкальных театров.

Для первого кинопоказа выбран спектакль «Ромео и Джульетта», лидирующий по числу номинаций на Премию 2017 в категории «Балет».

Всего их восемь, основная и семь частных: на «Маску» претендуют хореограф Вячеслав Самодуров, дирижер Павел Клиничев, исплнительница роли Джульетты Екатерина Сапогова, исполнитель роли Ромео Александр Меркушев, исполнитель роли Меркуцио Игорь Булыцын, художник Энтони Макилуэйн и художник по костюму Ирэна Белоусова.

В прологе, под увертюру Прокофьева на просторную сцену (декорация Энтони Макилуэйна ничуть не стесняет исполнителей – вместо традиционного задника выстроена трехъярусная конструкция, вольная имитация шекспировского театра «Глобус», но возможны и ассоциации с шумным южным двором – вот и бельевая веревка протянута) выходят обычные парни и девушки. О времени «Ромео и Джульетты» напоминают только ботичеллиевские принты на футболках. Будущие герои перебрасываются неслышными залу шутками, примеряют исторические костюмы, фехтуют понарошку – чтобы спустя несколько минут органично перевоплотиться в участников шекспировской трагедии и рассказать о любви в эпоху агресии.

Классический балет изложен актуальным хореографическим языком: в этой свежей эмоциональной версии танцуют не музейные фантомы, а наши современники, проецирующие на себя древнейшую историю на свете.

«Ромео и Джульетта» – один из самых обаятельных и универсальных танцевальных спектаклей года, примиряющий традиционалистов и прогрессистов. Накануне премьеры в Екатеринбурге Вячеслав Самодуров вспоминал о своей работе в Ковент-Гарден: «Мне нравятся ценности, которые исповедуют в балетах Кеннета Макмиллана. В них удается избежать старомодной условности, каждое движение артистов осмысленно и подчинено драматургии. Я пробую заразить этим виденьем и наших артистов». Затея безусловно удалась.

22 марта

Василий Гроссман «Жизнь и судьба» Пьеса и постановка Льва Додина

Прямая трансляция из Академического Малого драматического театра – Театра Европы, Санкт-Петербург

Лауреат премии «Золотая маска» 2008 года в номинации «Спектакль большой формы».

Показ приурочен к 10-летнему юбилею шедевра русского психологического театра.

Только мудрейшему Льву Додину оказалось под силу инсценировать огромную историческую фреску Василия Гроссмана, роман о Сталинградской битве и сталинских репрессиях, массовом голоде 1933-го и Холокосте. Впрочем, не совсем так: «Жизнь и судьба» в первую очередь – о людях. Об Анне Семеновне Штрум (в выдающемся исполнении Татьяны Шестаковой), погибшей при массовом расстреле евреев (так, как в реальности погибла мать самого Гроссмана), её сыне, физике-теоретике Викторе Штруме, его жене Людмиле, их дочери Наде...

В многостраничном семейно-историческом театральном романе десятке персонажей, которым довелось жить в великую и страшную эпоху. Гул человеческих голосов сливается с грозным шумом времени.

2 апреля

Александр Островский «Гроза»

Спектакль Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова

Прямая трансляция из Малого театра

«Гроза» претендует на премию в номинации «Спектакль большой формы». В частных номинациях представлены режиссер Андрей Могучий, исполнительница роли Феклуши Мария Лаврова («Женская роль второго плана»), исполнитель роли Кулигина Анатолий Петров («Мужская роль второго плана»), художник Вера Мартынов, художник по костюму Светлана Грибанова.

Новое достижение легендарного коллектива, ставшего при художественном руководстве Андрея Могучего одним из центров актуального театрального искусства.

Могучий – фамилия, идеально подходящая режиссеру-революционеру, неутомимому искателю театральных форм и пространств. И в «Грозе» традиционный большой зал БДТ преображается – от сцены, разукрашенной стилизациями под лаковые миниатюры Палеха, тянется деревянный помост, дорога от классического театра к народному балагану.

В новой «Грозе» текст Островского положен на музыку Александра Маноцкова; его не произносят, но пропевают.

Почти частушками, близкими к рэп-ритмике, протяжными обрядовыми плачами или оперными ариями – ими изъясняется оторвавшийся от посконного уклада заезжий денди Борис (в этой роли занят солист оперной труппы Михайловского театра Александр Кузнецов).

Могучий азартно играет с фольклором в самых разных его обличьях, выстраивает и жуткий, и нарядный, по-лубочному наивный и изумительно хитро сконструированный русский мир, ослепительный, как молнии, рассекающие небо над волжским градом Калиновым.

14 апреля

Лев Толстой «Война и мир. Начало романа» Сцены

Прямая трансляция из «Мастерской Петра Фоменко»

Лауреат премии «Золотая маска» 2002 года в номинации «Спектакль малой формы»; в частных номинациях премий удостоены режиссер Пётр Фоменко и исполнительница роли Анны Павловны Шерер Галина Тюнина.

Чарующее и тревожное путешествие во времени – в уютный мир на пороге битвы, тихие салонные радости, над которыми уже нависает тень исторического катаклизма.

Спектакль, некогда рассчитанный на крошечный Зелёный зал Старой сцены сегодня играют в новом Большом зале – но легкость и интимность, с которой Фоменко и его удивительные артисты разыгрывают первый том «Войны и мира», не исчезли. Почувствовать эту уникальную интонацию можно и на кинопросмотре:

«Мастерская Петра Фоменко» – один из пионеров в видеодокументации спектаклей, здесь театр переводят на язык кино также, как литературу на язык театра, – с особой бережностью.