Сказки и ложь


Вадим Рутковский
1 November 2018

«Девушка, которая застряла в паутине», «Фагот», «Ужастики 2» и «На границе миров»: обзор новинок кинопроката

Pulp fiction о хакерше с железными кулаками, русская инди-комедия, ужасы для шестилетних и социологический триллер о троллях: проносимся галопом экспресс-рецензий по свежему фантазийному кино.

«Девушка, которая застряла в паутине» / The Girl in the Spider's Web

Феде Альварез, США, 2018

Вторая голливудская экранизация детективов про Лисбет Саландер, сильную, смелую и опасную девушку-хакера: панковский прикид, суровый нрав, бисексуальность и татуировка дракона на спине.


Тут не запутайтесь: первый фильм «Девушка с татуировкой дракона» с Руни Марой в заглавной роли и Дэниелом Крейгом, игравшим по-настоящему главную роль – журналиста Микаэля Блумквиста, компания Sony Pictures выпустила в 2011-м. Та «Девушка» базировалась на открывавшем трилогию о Саландер и Блумквисте романе шведского журналиста Стига Ларсона; прижизненного издания Ларсон, скоропостижно скончавшийся от инфаркта в 2004-м, не застал, вся слава беллетриста, все литературные награды – уже посмертно. Согласитесь, история самого Ларсона вполне тянет на экранизацию? Четвёртый роман «Девушка, которая застряла в паутине» собиралась завершить гражданская жена Ларсона, однако всё имущество покойного, а также права на литературное наследие, отошли его отцу и брату, и с их согласия «Девушку...» написал (дописал?) журналист Давид Лагеркранц.

Вот этот роман и экранизировал уругваец Феде Альварез, чья кинокарьера стартовала с размещенной в сети короткометражки «Приступ паники», где инопланетные роботы дебошат Монтевидео.

Эти пять минут стали пропуском в Голливуд, где Альварез сделал два успешных хоррора – «Зловещие мертвецы. Черная книга» и «Не дыши».


«Девушка...» устроена весьма затейливо: начинается всё с детства Лисбет и её побега из дома, от отца-растлителя; сестра-блондинка не решилась последовать за Лисбет и осталась на поругание.

Зачин готического романа! Присутствие этого почтенного и зловещего жанра ощутимо в течение всего фильма, совершающего еще несколько эффектных кульбитов.

Так детектив мутирует в шпионский триллер: дело, в которое втянута уже взрослая Лисбет, замешано на интригах интернациональных спецслужб; это чертовски интересно и компенсирует несколько вялый ритм. А Лисбет вырастает в ту татуированную дикарку, которую и воспевал Ларсон; играет её новейшая звезда Клэр Фой, только что ассистировавшая Райану Гослингу в «Человеке на Луне». Здесь же конкурентов за первенство у Фой нет; Микаэль Блумквист, доставшийся смазливому Сверриру Гуднасону («Борг/Макинрой»), – персонаж сугубо вспомогательный, если не сказать, бесполезный.


Мужчины здесь – на «подтанцовках». И Бальдер (Стивен Мерчант), изобретатель компьютерной программы, способной управлять всеми ядерными боеголовками мира онлайн: он обращается к Саландер за помощью в похищении программы. И русский палач Отравитель (Клэс Банг), лютующий в банде Пауков: они охотятся за программой и Лисбет. И заокеанский агент Нидхэм (Лэкит Стэнфилд), пытающийся одурачить европейцев; он, в конце концов, оказывается единственным вменяемым персонажем – Боже, храни Америку.

Миром «Девушки...» правят женщины (как правило, модельной внешности);

и в переносном смысле, и буквально: женщина (Сюннёве Макоди Лунд) – во главе шведской службы госбезопасности СЭПО, женщина (Сильвия Хукс) – во главе преступной группировки «пауков». При этом феминистский дискурс фильма, мягко говоря, неоднозначен: по логике событий, без абьюза высшей категории (со следами сигаретных ожогов на плечах) независимой не станешь. Есть и обратный пример – робкая подруга Блумквиста (Вики Крипс), заглядывающая в рот капризного партнера (заглядывающегося на активно-агрессивную Лисбет): её точно в детстве никто не мучал, вот и выросла рохлей.


«Фагот»

Борис Гуц, Россия, 2018

Независимая русская комедия; сначала – про секс, потом – об искусстве расставаться, далее – о роковых последствиях ложных признаний, ближе к финалу – о тайнах прошлого.


Второй фильм режиссера, дебютировавшего весьма изощренной драмой «Арбузные корки» – с эстетской картинкой, саспенсом и нелинейным повествованием, хитро сплетавшим несколько историй. «Фагот» – шаг к опрощению: снят будто глазами главного героя Максима (лица которого мы по этой причине не видим – в зекрало он не смотрится), на iPhone (как последний фильм Содерберга), но выглядит недурно и на широком экране.

Начинается жутко многообещающе – как редкая русская секс-комедия, откровенная и естественная, без нездорого жеманства и ханжески хихикающих умолчаний.

Секс – сексом, а с девушкой Олей (изумительная Анастасия Пронина) Максим хочет расстаться, устал: парикмахерша Оля – это много боли, устраивает допросы с досмотром телефона, в то время как сама допускает к своим «булочкам» неизвестного Тимофея. Советчиком у Максима – друг Боря (закадровый голос принадлежит самому режиссеру), послушать его – всё легко: женщина – как постер на стене; ты влюбляешься, лепишь постер на стену, подмигиваешь, подрачиваешь, пока не замечаешь, что уголки у постера порваны; раз так, надо просто постер снять. Но Максим мнётся, медлит, пока экспромтом не придумывает самый дикий способ – «мы не можем быть вместе, потому что я гей». И начинается новое кино: не только про бытовую гомофобию, которую «Фагот» с ухмылкой фиксирует (и в названии, вроде бы взятом из музыкального прошлого Максима, замаскировано английское ругательство faggot).

Почти фрейдистский детектив: что-то было в детстве Максима? Отчего его родители поссорились с соседями Королёвыми? Что на самом деле изображено на старых детских рисунках?

И здесь важными фигурантками оказываются помешанная на поэзии, религии и Путине экзальтированная мама (Юлия Ауг) и сеструха-разведенка (Ольга Кавалай-Аксенова)...


«Фагот» замечательно избегает ложной политкорректности, не стремится превращать в репризу каждый кадр; хотя мама, при всей величественной органике Ауг, – да, немного чересчур шарж (ну и закадровый персонаж, офисная начальница Жанна Петровна – карикатурное общее место). Вообще, «Фагот» хочется поддержать – независимый фильм, снят на энтузиазме, задорно, лаконично (всего 60 минут), часто – смешно и остро. Даже то, что вызывает у меня желание раз и навсегда прекратить смотреть конформистское отечественное кино – заглушенный в угоду антиконституционному закону мат (а тут вместе с матом пострадала и легальная брань, «мудаки» да «пидорасы») – в «Фаготе» не режет слух:

похоже на диджейский скрэтчинг, забавно и, в общем, разборчиво.

По мне, проблема в другом и на малый бюджет её не спишешь: драматургическая недодуманность-недоделанность. Все интригующие мотивы – и секс-комедия про отношения, и комедия нравов, и ироничный детектив с уклоном в психоанализ и семейные тайны – словно обрываются на самом интересном месте; и финал – скомканный, совсем не такой боевой, как финал трейлера.


Кажется, еще немного бы подкрутить, додумать, развить – и было бы абсолютно cool. Впрочем, ну чего я тут придираюсь, изображая критика? Живой, лёгкий, несовершенный фильм. Но кто сказал, что совершенство – это всегда хорошо?  

«Ужастики 2: Беспокойный Хэллоуин» / Goosebumps 2: Haunted Halloween

Ари Сандел, США, 2018

Дети в подвале играли... нет, не играли, а собирали утиль-сырьё в надежде поживиться чем-то ценным. Нашли черную книгу и франтоватую деревянную куклу, которую случайно, с помощью древнего заклинания, оживили. Думали – с пользой: маг и волшебник Слэппи оказался незаменимым другом – в случае разборки с хулиганами. Но не учли маниакальный нрав марионетки: невинное, в общем, желание Слэппи обрести семью обернулось монструозным разгулом...


Детский хоррор к Дню всех святых – для тех, кому ещё рано смотреть новый сложный «Хэллоуин» Дэвида Гордона Грина

(в котором, между нами, взрослыми, говоря, страха-ужаса не больше, чем в «Ужастиках», вся сложность – из-за пристального внимания режиссера-автора к американским архетипам, что изрядно затушевывает зверства). Продолжение «Ужастиков» 2015-го, формально связанное с первоисточником фигурой писателя Р.Л. Стайна (Джек Блэк). Здесь он превратился в совершенно незначительного персонажа, от которого авторам понадобился только прием: чудовища, описанные в книжках Стайна имеют дурную привычку оживать (кстати, сам Роберт Лоуренс Стайн – реальный человек, «детский Стивен Кинг», у которого в фильме есть камео – директор школы Харрисон).

Отчего довольно специфический, непритязательный, рассчитанный, главным образом, на детвору фильм оказался в этом обзоре? Нет, не только из-за сходного с «Фаготом» распределения ролей: здесь у главного героя, толстого школьника Сонни (Джереми Рей Тейлор), есть чем-то похожая на Юлию Ауг мама (Уэнди МакЛендон-Кови), бойкая старшая сестра (Мэдисон Айсмен) и щедрый на советы лучший друг (Кэлил Харрис); только требовательной подружки по причине малого возраста еще нет. Вместо подруги – увлечение, довольно, кстати, любопытное: в городке, где живут герои новых «Ужастиков», стоит башня Николы Теслы, великого изобретателя, физика и мистика, мечтавшего о передаче любой, включая мыслительную, энергии.


Ещё интересно, с чего начинал режиссер Ари Сандел – в 2007-м премию «Оскар» отхватила его короткометражка «Вестбанкская история» (перевожу так West Bank Story, чтобы подчеркнуть сходство с «Вестсайдской историей», вообще же речь о Западном береге реки Иордан), мюзикл про любовь израильского солдата и палестинской девушки.


Оказалось, что геополитика для Сандела – только повод, не более значительный, чем возможность выпустить на экран гигантских мармеладных мишек Гамми – с большими острыми зубами.

«На границе миров» / Gräns

Али Аббаси, Швеция, 2018

А вот и самая занимательная взрослая сказка года.


Победила в каннском конкурсе «Особый взгляд», и о фильме я уже писал в репортаже с Каннского фестиваля– используя оригинальное название «Граница». К этому материалу и отсылаю.

В нём, кстати, есть и о двух добравшихся до России японских фильмах из основного конкурса Канна. «Магазинные воры» выходят в прокат, а «Асако I&II» мы показываем в Москве на Фестивале японского кино. Не прокатом единым.