«Золотой Леопард» Локарно – «Госпоже Фанг» Ван Бина. Главный приз в дебютном конкурсе «Режиссеры настоящего» – фильму «3/4» Илияна Метева: новая болгарская волна – не выдумка!
В прошлом году в Локарно победил дебют болгарского режиссера Ралицы Петровой «Безбог» – вердикт жюри был неожиданным, «выпадал» из кураторской политики Карло Шатриана. Начиная с 2013-го года, когда Шатриан стал арт-директором Локарно, золото фестиваля доставалось исключительно новым богам авторского кино (Альберту Серре в 2013-м, Лаву Диасу в 2014-м, Хон Сансу в 2015-м), официально подтверждая статус режиссеров, обожаемых синефилами, но обделенных наградами. Победа «Госпожи Фанг» (подробно о фильме – здесь) продолжила этот курс, ненадолго прерванный Ралицей Петровой. До Pardo d’oro у Ван Бина был только главный приз Венецианских «Горизонтов» (за «Трёх сестёр» 2012-го). Вообще, наград у Ван Бина уйма, я имею в виду недостачу в гран-при самых главных фестивалей мира.
Однако новая болгарская волна – вполне себе реальность, и победителем 70-го фестиваля во втором конкурсе, в дебютных Cineasti del presente, стал Илиян Метев с его тщательно продуманной импровизацией на семейные темы «3/4» (подробнее – здесь).
Призовой расклад основного конкурса выглядит завидно вменяемым – если не считать возмутительного невнимания жюри под председательством Оливье Ассайяса к Good Luck Бена Расселла. И не менее возмутительного приза за режиссуру Ф.Ж. Оссангу – за утомительный экзерсис в жанре гипертрофированного нуара «9 пальцев».
Тут хочется возопить о коррупции: «9 пальцев» – копродукция Франции и Португалии, с португальской стороны фильм продюсировала компания Луиша Урбано O Som e a Fúria, сотрудничающая с Мигелем Гомешем, который входил в жюри Локарно.
Только лоббистской поддержкой Гомеша я могу объяснить режиссерский приз для конченого графомана Оссанга.
Ну да бог с ним – человек он колоритный, наградили – и наградили. Важнее, что второй по значимости приз – Специальная премия жюри – вручен моим любимым «Хорошим манерам» бразильцев Хулианы Рохас и Марко Дутра (подробнее – здесь).
Бесспорны актерские награды: за лучшую женскую роль – Изабель Юппер; в умной социально-фантастической комедии Сержа Бозона «Мадам Хайд» она играет школьную учительницу физики, с точки зрения учеников, тех еще отморозков из пригорода, – ничтожество, не способное научить ничему важному, на деле – отважную и одержимую наукой исследовательницу. Приз за мужскую роль – Эллиотту Кроссету Хове, чудаку из завораживающих скандинавских «Зимних братьев» (подробнее – здесь).
Показательно выглядит призовой расклад в конкурсе короткометражных фильмов Pardi di domani («Леопарды завтрашнего дня»). Эта двойная секция Локарно (швейцарские работы соревнуются в Сoncorso Nazionale, фильмы из всех прочих стран – в Concorso Internazionale) полнится всевозможными экспериментами. Но жюри французской кинозвезды Сабины Азема (в него также входил замечательный литовский режиссер Кристьонас Вильджюнас, чей «День Сенеки» в июне был показан на ММКФ) выбрало те фильмы, что предполагают непосредственную эмоциональную реакцию.
Джастин Стоунхэм (победитель национального конкурса) в фильме Rewind Forward навещает – после 12-летней попытки сбежать от прошлого и стереть семью из памяти – мать, парализованную еще в молодости, после кровоизлияния в мозг; не стесняясь цитировать домашнюю кинохронику и изливать душу.
Кристина Ханес (победитель международного конкурса) в «Антонио и Катарине» эстетски стилизует под любительское видео любовную историю португальского старика и румынской гастарбайтерши.
Обладатели серебряных «Леопардиков» тоже не чураются сентиментальности: Shmama израильтянина Мика Полонского – чстой воды социальная мелодрама, о матери, работающей горничной в дорогом отеле, и дочери – певице, у которой мать вызывает только стеснение и усталость. А швейцарец Мауро Карраро реконструирует в мультфильме «59 секунд» историю своих родителей, чьи чувства выжили благодаря землетрясению.
В секции «Режиссеры настоящего», кроме победителя Илияна Метева, призом за лучшую режиссуру отмечен кореец Ким Дэ-Хван, автор «Первого этапа» (The First Lap; Cho-haeng), истории молодой городской пары, снятой с точными бытовыми подробностями. В отношениях героев – перелом: беременность, заставляющая думать, что делать и как жить дальше. И молодые (не супруги – официально отношения Джи-Ян и Су-Хёна не закреплены) по очереди навещают родителей: сначала – её, нуворишей, работающих на правительство и обживающих квартиру в элитной новостройке, персонажей, типичных не тольок для нового Сеула, но и для новой Москвы. Потом – его, простоватых, разведенных, не слишком обеспеченных.
Изящная социальная парабола «Первый день» – часть многолетнего «Цифрового проекта», придуманного фестивалем в Чонджу, великой затеи, в которой поучаствовали десятки режиссеров, от новичков до богов и монстров, включая Жана-Мари Штрауба. В Локарно-70 84-летнему Штраубу вручили почетного «Золотого Леопарда» – в самых фантастических обстоятельствах.
Награждание Штрауба на Пьяцце Гранде прошло перед премьерой «Взрывной блондинки», на фоне кордебалета длинноногих моделей. Сам Карло Шатриан прокомментировал событие так:
«Если бы мне сказали, что однажды я буду представлять такой дуэт – Шарлиз Терон и Жана-Мари Штрауба – я бы ответил: «Ни за что». Но теперь я думаю, что сила Локарно заключается именно в таких немыслимых сочетаниях. Не из желания объединить крайности, но потому, что разнообразие должно быть возвеличено любой ценой».
Прозвучавшее у Шатриана слово «diversity» – ключевое для фестиваля. И всего прогрессивного кинематографа.