«Оскар» любит рок-н-ролл


Вадим Рутковский
22 January 2019

22 января 2019 года объявлены претенденты на премию Американской Киноакадемии

Победителей узнаем 24 февраля на 91-й церемонии награждения. А сейчас – коротко об основных номинантах: даже если вам не до кино, «Оскар» будет темой для разговора всю зиму.

Наши скромные (по объёму печатных знаков) прогнозы – в конце статьи.


На рассвете Камэйл Нанджиани и Трэйси Эллис Росс пришли в лос-анджелесскую студию, чтобы объявить, кто поборется за премию «Оскар» в 2019-м.

Основная номинация – «Лучший фильм года».


На «Оскар» претендуют (в алфавитном порядке):

«Богемская рапсодия» (Bohemian Rhapsody) Брайана Сингера

Байопик Фредди Меркьюри от автора «Обычных подозреваемых», «Людей Икс» и «Операции «Валькирии».

«Власть» (Vice) Адама МакКея

Политическая комедия про Дика Чейни, серого кардинала времен президентства Джорджа Буша-младшего.

«Звезда родилась» (A Star Is Born) Брэдли Купера

Музыкальная драма о стареющем рок-идоле и его молодой протеже, официантке с голосом Леди Гага.


«Зелёная книга» (Green Book) Питера Фарелли

Антирасистский исторический роуд-муви о дружбе чёрного джазмена и его белого водителя-охранника, зародившейся во время тура по американскому Югу 1962-го, когда до толерантности было ещё далеко.

«Рома» (Roma) Альфонсо Куарона

Чёрно-белый широкоформатный эпос о бедной служанке в богатой мексиканской семье на фоне неспокойной, с уличными беспорядками, общественной жизни (присутствуют автобиографические мотивы). Подробнее – в репортаже из Венеции, где «Рома» получила главный приз, «Золотой Лев св. Марка».


«Фаворитка» (The Favourite) Йоргоса Лантимоса

Драматический гротеск о непростых отношениях, связавших первого монарха Соединенного Королевства Анну Стюарт с двумя соперничающими фаворитками – герцогиней Мальборо (постарше) и её кузиной Абигайл (помоложе); от режиссёра «Лобстера» и «Убийства священного оленя». Подробнее – в репортаже из Венеции

«Чёрная пантера» (Black Panther) Райана Куглера

Афроамериканский комикс Marvel, придерживающийся, в отличие от революционной организации «Черные пантеры», эволюционных взглядов на политическое решение расовых проблем.


«Чёрный клановец» (BlacKkKlansman) Спайка Ли

Ретро-комедия о полицейских – афроамериканце и еврее – артистически разоблачающих неонацистское куклуксклановское гнездо; подробнее – в репортаже с Каннского фестиваля

Теперь о тех, кто претендует на «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке»

Наших нет (что, если вы видели «Собибор», не должно удивлять), но всё равно интересно.

«Капернаум» (Capharnaüm) Надин Лабаки; Ливан

Страстная мелодрама о маленьком бродяге, убежавшем от нищих и безжалостных родителей и обвиняющем их в суде; приз жюри Каннского фестиваля.


«Магазинные воришки» (Manbiki kazoku) Хирокадзу Корэ-эды; Япония

«Золотая Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля – фильму о бедной, доброй и странной семье; подробно – в репортаже из Канна.

«Работа без авторства» (Werk ohne Autor; Never Look Again) Флориана фон Доннерсмарка; Германия

Эпический кич об истории и искусстве середины ХХ века от обладателя «Оскара» за «Жизнь других»; подробнее о фильме-пощёчине хорошему вкусу – в репортаже из Венеции.

«Рома» (Roma) Альфонсо Куарона; Мексика

Не часто, но случается, когда фильм попадает в обе номинации – и «лучший фильм», и «фильм на иностранном языке». В последний раз такое произошло с «Любовью» Михаэля Ханеке.

«Холодная война» (Zimna wojna) Павла Павликовского; Польша

Трагический эпос о любви и истории середины и второй половины ХХ века; подробнее – в репортаже из Канна.

Номинация «Лучший актёр»

Кристиан Бэйл, «Власть»

Уиллем Дефо, «Ван Гог. На пороге вечности»

Брэдли Купер, «Звезда родилась»


Рами Малек, «Богемская рапсодия»

Вигго Мортенсен, «Зелёная книга»

В этой номинации встретились два рок-музыканта (реальный, Фредди Меркьюри, которого играет Рами Малек, и вымышленный, герой Брэдли Купера), художник (Ван Гог), политик (Дик Чейни, в которого при мощной поддержке гримёров превратился Кристиан Бейл) и один простой человек – водила-охранник Вигго Мортенсена. Почти все – в исполнении актёров-тяжеловесов; разве что Рами Малек начал позднее остальных (в 2004-м) и ещё не забронзовел. По логике академиков, партнеры Бэйла и Мортенсена, Сэм Рокуэлл (в роли Джорджа Буша-младшего) и Махершала Али, получили номинации за роли второго плана.

Номинация «Лучшая актриса»

Ялица Апарисио, «Рома»

Гленн Клоуз, «Жена»

Оливия Колман, «Фаворитка»

Леди Гага, «Звезда родилась»

Мелисса МакКарти, «Сможете ли вы меня простить?»

Как и в мужской актерской номинации, только одна роль, служанка из «Ромы», – роль простого человека. И номинацию за неё получила непрофессиональная актриса из мексиканского города Тлахиако, о котором в этом году уже вспоминали новостные ленты – в связи с убийством мэра. Гленн Клоуз играет жену вымышленного Нобелевского лауреата по литературе, Мелисса МакКарти – реальную писательницу, Ли Израэль, печально известную фальсификацией писем знаменитостей, Оливия Колман – королеву Анну. Поп-певица Леди Гага в этой компании выглядит почти также экзотично, как Ялица Апарисио: роль певицы в «Звезде» – её первая значительная роль, не «украшение стола», каким она была, например, в «Городе грехов», но крупная драматическая работа. Эмма Стоун и Рэчел Вайц, сыгравших фавориток Анны, по воле академиков попали в номинацию «Лучшая роль второго плана».

Номинация «Лучший режиссёр»


Альфонсо Куарон, «Рома»

Йоргос Лантимос, «Фаворитка»

Спайк Ли, «Чёрный клановец»

Адам МакКей, «Власть»

Павел Павликовский, «Холодная война»

Ничего удивительного, кроме того, что трое из пяти номинантов – не американцы. Мексиканец Куарон, грек Лантимос, поляк Павликовский соревнуются со Спайком Ли и Адамом МакКеем. В каждом фильме есть политический элемент, но сильнее всего он выражен как раз у американских режиссеров. Европейцы концентрируются на частной жизни – даже если речь о королевских особах. Номинация дублирует «Лучший фильм» лишь отчасти: Брэдли Купер, Питер Фарелли и Райан Куглер в неё не попали.

Все номинанты – на официальном сайте премии.


Не надо быть Вангой, чтобы предсказать победу Альфонсо Куарону: его «Рома» сделана так, чтобы каждый кадр вызывал восторг. Есть, конечно, мнение (и я его разделяю), что бравирование режиссерским перфекционизмом обернулось некоторой неестественностью. И будет немного странно, если второй год подряд главный «Оскар» достанется мексиканскому режиссёру (в 2018-м, напомню, победила «Форма воды» Гильермо дель Торо). Скорее всего, «Рома» получит приз в иноязычной номинации. А в основной велика вероятность победы фильма, возвращающего – благодаря ретро-материалу – проблему межрасовых отношений.


И «Черный клановец» Спайка Ли (у которого есть только почётный «Оскар» за вклад, врученный в 2016-м), и «Зелёная книга» завязавшего с дикими комедиями (см. «Тупого и ещё тупее» etc) Питера Фарелли – подходящие кандидаты. Ли актуализирует фильм, перебрасывая мост в современную трамповскую Америку. Зато Фарелли душевнее, предпочитает актуальности вневременной сюжет – мужская дружба! Отчего его зрительский рейтинг на сайте IMDB чуть выше.

Да, у «Зелёной книги» уже есть «Золотой глобус», но это ни о чём не говорит: вкусы иностранных журналистов, аккредитованных в Голливуде, далеко не всегда совпадают с предпочтениями голливудских профессионалов. «Богемская рапсодия», переполненная пробивающими зал на слезу песнями Queen, похожа на сухую экранизацию Википедии; ницшеанский дар Сингера проявляется только в последние полчаса, при реконструкции концерта Live Aid. Но до этого эпизода надо пережить почти два часа – некоторые не выдерживают.


Две номинированные на «Лучший фильм» работы вошли в наш список лучшего за 2018-й.