A4:
Visegrád Four Animation
City:
Moscow
Cinemas:
35mm
Dates:
22–26 February 2012
Страны Вышеградской группы имеют славную анимационную традицию. В советские времена в Венгрии, Чехословакии и Польше – так же, как в Советском Союзе – существовали большие государственные студии, на которых работали великие художники. И, разумеется, точно как в России, 1990-е годы стали тяжелым периодом для анимации этих стран. Но на смену кризису сегодня пришел Ренесанс, и на международных фестивалях снова зазвучали имена чешских, словацких, польских и венгерских режиссеров. Да еще как.
Достаточно сказать, что из 45 короткометражных мультфильмов, вошедших в квалификационный лист премии «Оскар», 11 сделаны в Польше (и это беспрецедентно, поскольку ни одна страна раньше не могла обогнать в этой номинации Америку и Канаду). Или что чешский полнометражный фильм вошел в лонг-лист того же «Оскара». Или что словацкие и венгерские студенты получают высочайшие призы на самых престижных международных фестивалях.
Стоит посмотреть программы этих стран, чтобы понять – успех не случаен. В нем есть сочетание мощной многолетней традиции, фундаментальной школы и свежего дыхания, которое приносит современная молодежь с ее международной эрудицией, широким видением и огромной внутренней свободой.
На фестивале будет представлено 5 программ:
От Польши – сборник фильмов, номинированных на премию «Оскар», в том числе новый блокбастер от знаменитой Platige Image – «Пути ненависти», экранизация «Маски» Станислава Лема, созданная великолепными братьями Квей (с музыкой Кшиштофа Пендерецкого), и новые работы компании Breakthru Films, прославившейся «оскароносным» «Петей и волком».
В сборнике словацких короткометражек – несколько фильмов от молодых режиссеров: история о судьбе и роке «Четыре» Иваны Шебестовой, суровый мюзикл в духе Ларса фон Триера «Камни» Катарины Керекешовой, абсурдно-фантастический мультфильм от Петера Будинского – «Муха Алфонза», в котором речь идет о сложных взаимоотношениях между тюремным заключенным и одной высокоинтеллектуальной мухой.
В программе чешских фильмов также много студенческих и дебютных работ. Очаровательная комедия положений про превратности шоппинга («Шоппинг», Павла Вотавова), трогательный этюд о больном ребенке («Карантин», Зденка Пржевратилова), гангстерская драма, в которой главные роли исполнили сигаретные пачки – «Никотин» (Ян Нетусил), и компьютерный видеоарт, где сложным образом зашифрованы мысли о разрушении социализма – «Рахов» (Давид Можны).
Венгерская анимация будет представлена эпохальной работой знаменитого Марцелла Янковича «Трагедия человека». Автор изящного «Сизифа» и экзотичного «Сына белой кобылицы» на этот раз взялся за экранизацию философской пьесы Имре Мадача (к слову, недавно книга вышла на русском языке). Грандиозная и не имеющая аналогов картина излагает всю историю рода человеческого, начиная со времен Адама и Евы, при этом каждая эпоха изображается в уникальной графической манере.
Наконец, пятая программа была составлена чешским фестивалем «Анифест», который ежегодно собирает конкурс вышеградской анимации. В нее вошли призовые фильмы фестиваля, среди которых и очаровательный «Графитигр», созданный в новомодном жанре анимированного стрит-арта, и экспрессивный польский «Торговый центр», и мифологическо-лирическая мелодрама, события которой разворачиваются однажды ночью в общественном бассейне, и много других замечательных фильмов, созданных в последние годы режиссерами из Венгрии, Словакии, Чехии и Польши.
Кроме того в рамках фестиваля состоится круглый стол «Анимация после социализма».
На круглом столе представители стран Вышеградской группы поделятся опытом и расскажут о том, по каким законам и правилам существует анимация в их странах в настоящее время. Они попытаются ответить на вопрос, нужна ли стране большая анимационная студия и если да, то как ее сохранить (этот вопрос весьма актуален для России в связи с намерением возрождать славу «Союзмультфильма»). Поговорят о том, важно ли сохранять собственную анимационную традицию и насколько можно ей пожертвовать ради интеграции в международные процессы. Обсудят темы, связанные с развитием технологий (одни страны могут похвастаться своими достижениями, для других некоторая технологическая отсталость и сегодня является проблемой). Порассуждают о том, как можно (и нужно ли) хотя бы на своем поле противостоять экспансии американского аниматографа и увлечь зрителя собственными мультфильмами, и о том, как делать национальное, современное, и в то же время не попсовое кино.
В круглом столе примут участие режиссер Петер Будински (Словакия), режиссер Марцел Янкович (Венгрия), киновед Михал Прохазка (Чехия), представитель Польского культурного центра Денис Вирен (Москва), а также российские режиссеры Юрий Норштейн, Гарри Бардин, представители студии «Союзмультфильм» и другие.
Открыта предварительная продажа билетов
Цена билета в предпродаже 100 рублей (количество билетов ограничено)
Обычная цена билета 250/350 рублей (на один сеанс)
Действуют студенческие скидки – 2 билета по цене 300 руб. при
предъявлении студенческих билетов
Guests
Films
Polish animation
-
Poland, 23 min.
Кукольный -
Poland, 10 min.
3D -
Poland, 4 min.
3D -
Poland, 3 min.
Кукольная анимация (3D) -
Poland, 30 min.
Кукольная анимация (3D) -
Poland, 3 min.
Кукольная анимация (3D) -
Poland, 3 min.
Рисованное 3D
Anifest festival program
-
Czech Republic, 17 min.
Живопись на стекле, спецэффекты -
Czech Republic, 10 min.
2D-компьютер -
Hungary, 5 min.
Компьютерная перекладка, 3D-компьютер -
Poland, 13 min.
Рисунок на бумаге, 2D-компьютер, 3D-компьютер, объектная анимация -
Poland, 5 min.
2D-компьютер, рисунок на бумаге -
Poland, 8 min.
2D-компьютер, фотография, пиксиляция -
Czech Republic, 7 min.
2D -компьютер -
Hungary, 2 min.
Кукольная анимация -
Slovakia, Belgium, 4 min.
2D-компьютер -
Slovakia, 5 min.
2D-компьютер
Slovak Animation
Как и в большинстве постсоциалистических стран, успехи словацкой анимации сегодня связаны в первую очередь с именами молодых режиссеров. Ярким триумфом стала работа Иваны Шебестовой «Четыре», получившая ряд международных призов и отмеченная на КРОКе особенным вниманием Юрия Норштейна. Еще один значительный фильм – «Камни», сделанный Катариной Керекесовой при участии опять же Иваны, – заставил говорить о мастерстве словацких кукольников и о способности режиссеров создавать новые анимационные формы. Также международный успех имел более скромный, однако не менее оригинальный по графике студенческий фильм «О носках и любви» Михаелы Чопиковой. И, конечно, забавные и в то же время жесткие картины Петера Будинского, который учился анимации в Бельгии и Словакии, а потому прекрасно умеет совмещать зарубежную и национальную традиции в своих фильмах.
В программе собраны преимущественно студенческие и дебютные работы последних лет, а также включен новый фильм словацкого классика пластилиновой анимации Франтишека Юришича.
Программу представит Петер Будински.
-
Slovakia, 5 min.
2D-компьютер, 3D-компьютер -
Slovakia, 26 min.
Кукольная анимация -
Slovakia, 14 min.
Перекладка -
Slovakia, 7 min.
2D-компьютер -
Slovakia, 7 min.
Рисунок на бумаге -
Slovakia, 5 min.
Кукольная анимация -
Slovakia, 7 min.
2D компьютер -
Slovakia, 8 min.
3D-компьютер -
Slovakia, 3 min.
Кукольная анимация -
Slovakia, 6 min.
Смешанная техника -
Slovakia, 15 min.
Пластилиновая анимация -
Slovakia, 7 min.
2D-компьютер
Chech animation
Чехия – страна великих анимационных режиссеров Карела Земана, Иржи Трнки, Яна Шванкмайера – в 1990-х переживала не лучшие времена. Однако анимационный кризис длился недолго, и в нулевых началась «Новая волна» чешской анимации, которая к концу десятилетия обернулась огромным количеством молодых, интересных, драйвовых работ от нового поколения чешских режиссеров. Сегодня Чехия снова возвращает свои позиции в анимационном мире. Помимо многочисленных короткометражек в последние годы в Чешской Республике было создано и несколько ярких полнометражных работ. Это и фильмы знаменитых Яна Шванкмайера («Пережить свою жизнь») и Иржи Барты («На чердаке»), и компилятивные «Автомобильные сказки», над которыми поработала целая плеяда режиссеров, и популярная у чешского зрителя трилогия «Фильмфарум», и новый прорыв – экранизация комиксов «Алойс Небель», вошедшая в длинный список полнометражного «Оскара».
Этот сборник короткометражек – попытка создать для московского зрителя объемную и подробную картину того, что происходило в чешской анимации в 2005-2010-е гг.
Программа собрана при участии киноведа Михала Прохазки и фестиваля Анифест.
-
Czech Republic, 9 min.
2D-компьютер, рисунок на бумаге -
Czech Republic, 5 min.
Рисунок на бумаге -
Czech Republic, 10 min.
3D-компьютер -
Czech Republic, 6 min.
Рисунок на бумаге -
Czech Republic, 6 min.
Пластилиновая анимация -
Czech Republic, 13 min.
Кукольная анимация -
Czech Republic, 8 min.
Рисунок на стекле -
Czech Republic, 2 min.
Рисунок на бумаге -
Czech Republic, 5 min.
Пластилиновая и объектная анимация -
Czech Republic, 1 min.
2D-компьютер -
Czech Republic, 3 min.
2D-компьютер -
Czech Republic, 3 min.
2D-компьютер -
Czech Republic, 10 min.
2D-компьютер -
Czech Republic, 3 min.
Schedule:
22 February, Wednesday
23 February, Thursday
24 February, Friday
25 February, Saturday
26 February, Sunday