Традиционно программа «Нашей анимации» основана на фильмах, вошедших в конкурс проходящего в эти дни в Суздале Открытого российского фестиваля анимационного кино. На нем мультипликаторы смотрят работы друг друга, дивятся происходящему на экране и выбирают сильнейших из себе подобных. Прежде после показов в Суздале фильмы долгое время оставались недоступными широкой аудитории, и лишь через год-другой попадали в интернет, где моментально тонули в бурлящем потоке контента.
Но сейчас настали совершенно иные времена. Суздальский фестиваль начал собирать специальные зрительские программы из конкурсных фильмов, и у жителей многих российских городов появилась возможность увидеть новое анимационное кино одновременно с фестивальным жюри.
Показы «Нашей анимации» помогают всем московским профессионалам и ценителям авторской анимации ощутить дыхание анимационного настоящего и попытаться представить будущее мультипликационной вселенной.
«Наша анимация» поделена на четыре показа, два из которых нацелены на детско-семейную аудиторию, а два других предназначены для взрослого взгляда. Хотя эти разделения условны, ведь многие шедевры наши аниматоры облекают в формат сказок и детских историй. При этом режиссеры пекут многослойные пироги из аллюзий и иносказаний, вовлекают взрослого зрителя – мам-пап и дедушек-бабушек – в хоровод ассоциаций и предлагают разгадать эзопов язык нового времени.
Чего стоит, к примеру, начало одного из мультфильмов: «Жил-был злой колдун высшей квалификации с огромным опытом работы…»
Детская часть «Нашей анимации» ознаменована ренессансом легендарной киностудии «Союзмультфильм», пережившей краткосрочную оттепель. На студию ринулась группа молодых режиссеров, которые еще до начала очередных заморозков успели снять замечательные фильмы-малютки в рамках обновленной «Веселой карусели» и нового альманаха «Велосипед». Вроде бы, сложно ждать откровений от фильма, идущего лишь пару минут, но создатели «Бельчонка и санок», «Апорта», «Замкнутого круга», «Буль» и нескольких других коротких историй превосходно вместили в сжатые временные рамки огромные объемные миры. Глядя на эти работы, созданные для детской аудитории, понимаешь, насколько уживаются идеи авангарда, конструктивизма и кинематографического модернизма с современной визуальной культурой, независимо от повествования и драматургии действия.
Место эксперименту найдется везде, и анимация одухотворит буквально все, будь то чернильный дождь или подрастающий трамвайчик.
Наша анимация постепенно молодеет. Во всех четырех программах представлены фильмы выпускников или дебютантов, которые только-только заявляют о себе. Московский ВГИК и его зеркальное отражение в Санкт-Петербурге – СПбГИКиТ – выпускают интересных режиссеров, способных удерживать внимание и будоражить интерес. Молодое кино – чрезвычайно разнообразно:
лирическое повествование о поющем дереве сменяется ужастиком из жизни зуба мудрости,
будни скалолазов на ледяной горке приводят к философским размышлениям о схожести с Иными, драматическая поэзия о границах вежливости соседствует с сюрреалистическими картинами пережитого опыта. Молодые авторы дарят нашей анимации разнообразие, позволяют почувствовать ветер перемен и вселяют надежду, что анимация в нашей стране будет существовать вечно.
Но и мастера не отстают от новичков. Иван Максимов предложил на суд зрителей «Альтернативную прогулку» с уже вроде знакомыми, но оттого не менее удивительными героями. Алексей Алексеев, известный в качестве родителя-«продюсера» легендарного вокально-инструментального ансамбля KJFG#5, попробовал свои силы в весело-карусельном формате и рассказал историю про зайца, ставшего случайным обладателем посоха Деда Мороза. Шороху в лесу это прибавило. Дмитрий Геллер в соавторстве с Андреем Кулевым создал поэтическую притчу «Рыбы, пловцы, корабли» – вполне возможно, что данная работа станет анимационным символом года.
А вот фильмом, символизирующим российскую анимацию на текущих зарубежных фестивалях, уже стала картина Анны Будановой «Среди черных волн». Фильм основан на древней северной вере в то, что души утонувших людей превращаются в морских животных. Охотник крадет шкуру девушки-тюленя, она становится его женой, но все чаще с тоской поглядывает на море… Картина потрясает лиризмом и визуальными тонами, в которых оттенки серого отливают всеми цветами эмоций.
Анимация удивительным образом впитывает в себя окружающую реальность.
Смотришь полностью придуманный, нарисованный или сыгранный куклами мир, но постоянно ловишь себя на том, что тебе говорят о вещах, происходящих здесь и сейчас, с тобой или соседями.
Просто этот разговор облекается в форму веселой детской забавы, «мультиков», которые могут говорить легко о сложном, радовать и озадачивать, веселить и непринужденно, говоря языком, к которому мы приучены с самого детства.