«Бритфест»-2016: Ничего, кроме правды


Леонид Александровский
25 октября 2016

Документальные шедевры на фестивале британского кино.

«Бритфест» представляет отменный квартет неигровых фильмов – о спортсмене, мошеннике, террористе и исламисте.

«Бобби» (Bobby)  – документальный портрет чемпиона мира по футболу, английской легенды Бобби Мура.

Победа на домашнем Чемпионате мира по футболу 1966-го года остается для англичан вершиной спортивной истории нации, окутанным священным туманом истории эпизодом давно ушедшего золотого века, который не повторить и не догнать. Зато его можно вспомнить – с помощью цветных и черно-белых телевизионных кадров, хроникальных съемок и истории одного из главных архитекторов легендарной победы, капитана чемпионской сборной Бобби Мура. Как вам скажет любой обитатель Ист-Энда: «Вест Хэм Юнайтед» никогда не выигрывал Чемпионат Англии – зато он выиграл Чемпионат мира. И так оно и есть: звезды «Вест Хэма» Бобби Мур, Джефф Херст и Мартин Питерс сыграли решающую роль в триумфе англичан в финальном матче ЧМ-66 с ФРГ.

В фильме дебютирующего в документалистике Рона Скальпелло биография и личность Мура оживают в монологах его друзей, коллег, жен и детей, будучи рассказанной во всех героических и нелицеприятных подробностях: от первых шагов во взрослую жизнь и футбол, через годы национального обожания до смутных времен отверженности.

Фанатов английского футбола – и британской поп-культуры в целом – ждут незабываемые свидетельства отца и сына Лэмпардов и лидера The Kinks Рэя Дэвиса, поразительные подробности медицинской истории Мура.

А также сцены и образы – беззубый оскал Нобби Стайлза, финты Джорджа Беста, отбирающего мяч у партнера по «Фулхэму», страх и ненависть стоячих террас «Аптон парка» – навсегда осевшие в коллективной памяти англичан и максимально далекие от того, что принято именовать большим спортом сегодня.

«Кислый виноград» (Sour Grapes) – развенчание консьюмеристского мифа о виномании.

Уроженец Индонезии Руди Курниаван, словно черт из табакерки, возник из ниоткуда в Голливуде середины нулевых и принялся скупать элитное вино на аукционах, устраивать дегустационные вечеринки для богатеев и продавать им вино по завышенным ценам. За считанные месяцы Руди стал среди местных виноманов культовой фигурой – проводником неофитов по волшебным лабиринтам виномании, первооткрывателем нового материка пробок и этикеток. А потом из далекой Франции приехал потомственный производитель бургундского с внешностью и повадками профессора математики – и заявил тамошней публике, что все эти годы Руди впаривал им паленое пойло.

«Кислый виноград» – история одного из самых странных фальсификаторов нашего времени, «великого Гэтсби поколения Икс», человека, искренне влюбленного в вино, сделавшего свою страсть предметом алхимических манипуляций во славу имитации и с головой затонувшего в красном море лжи и обмана.

Фильм ставит и более широкую философскую проблему привлекательности и одновременно абсурдности поклонения элитному вину как сосуду законсервированной «живой истории», со всеми вытекающими нюансами ценообразования.

Дабы проследить историю подделок Руди – и прояснить природу его благосостояния – зрителю предстоит отправиться в захватывающее путешествие по голливудским винным барам, виноградникам Бургундии, погребам коллекционеров (среди которых попадаются очень серьезные люди, вроде миллиардера Билла Коха) и злачным местам столицы Индонезии Джакарты.

«66 дней Бобби Сэндса» (Bobby Sands: 66 Days) – документальная хроника голодовки иконы ИРА.

История Бобби Сэндса и высокая трагедия его решительного добровольного ухода из жизни хорошо известна широкой публике по фильму Стива МакКуина «Голод» (Hunger, 2008) и выдающейся работе Майкла Фассбендера в роли Сэндса. В «Голоде» были показаны шесть недель голодовки Сэндса и его товарищей по Ирландской республиканской армии, объявленной с целью склонить британское правительство к закреплению за ними статуса политических заключенных. Документальная картина Брэндана Бирна включает в себя все 66 дней голодовки и рассказывает историю одной из самых печальных страниц ольстерского конфликта с помощью дневниковых записей самого Сэндса и свидетельств участников событий по обе стороны противостояния (среди них – председатель партии Шинн Фейн Джерри Адамс).

Как британская, так и ирландская критика отметила взвешенность и беспристрастность режиссерского взгляда Бирна и разнообразие контекстов, внутри которых исследуется поступок Сэндса. Так, зритель узнает о давних ирландских корнях «голодного протеста», о роли великого поэта и драматурга, нобелевского лауреата Уильяма Батлера Йейтса в его популяризации и о влиянии идеи «победы через страдание» на международное коммунистическое движение.

Участие врача, эксперта по голодовкам, вносит в картину дополнительный отстраненно-медицинский аспект, а комментарии колумниста The Irish Times Финтана О’Тула проясняют культурологический смысл поведения Сэндса и восприятия его действий обществом.

С другой стороны, цитаты из дневника Сэндса, который он вел во время голодовки (текст от автора читает актер Мартин МакКанн, игравший лидера U2 в фильме «Убить Боно» (Killing Bono, 2010)), и минималистическая анимация, помогающая восстановить антураж тюремной камеры, позволяют разглядеть в бесстрашном политическом активисте живого человека, умершего за свои убеждения.

«Исповедь» (The Confession) – монолог британского исламиста, ставшего медийной звездой в Британии.

Моаззам Бегг вырос в пригороде Бирмингема в семье иммигрантов из Пакистана и заинтересовался исламом, уже будучи студентом. В 90-е он заразился моджахедской романтикой не на шутку: начал оказывать помощь боснийским мусульманам во время балканских конфликтов, пытался проникнуть в Чечню и открыл магазин исламистской литературы в Бирмингеме. В начале нулевых Моаззам переехал вместе с семьей в Афганистан, находившийся в то время во власти Талибана. При всей предполагаемой умеренности настроя Бегга и его невоинственности, сделанного им хватило, чтобы попасть под надзор британских и американских спецслужб: в феврале 2002-го Бегга арестовали, в течение года держали на американской военной базе в Баграме, а потом перевезли в Гуантанамо, где продержали еще два года, после чего выпустили в результате вмешательства британских властей.

Фильм Ашиша Гадиали снят в форме диалога с Беггом, по ходу которого главный герой высказывает свою точку зрения на случившиеся с ним события, а также на технологии радикализации мусульман вообще.

Является ли применение пыток дополнительным мотиватором для рекрутеров джихада?

Насколько легитимен неподконтрольный закону иммунитет спецслужб в период постоянной повышенной угрозы терроризма? На эти и другие вопросы Гадиали и Бегг пытаются дать ответы во время своей беседы, детально иллюстрированной хроникой и фрагментами выступлений Бегга на телевидении и озвученной драматичным саундтреком знаменитого британского композитора индийского происхождения Нитина Сони.