Благодаря новому программированию, пресс-показ первого конкурсного фильма совпал с открытием фестиваля.
При всей любви к участникам церемонии – от куратора Тьерри Фремо до председателя жюри Кейт Бланшетт и почётной гостьи Анны Карины (кадр из «Безумного Пьеро», где юная Карина целуется с юным Бельмондо, украшает плакат фестиваля) – хочется пожелать Канну Алексея Аграновича: он умеет делать интересные открытия, а вот постановщик каннского вечера, носящий важную кинематографическую фамилию Карне, – не очень. Много вялой словесной лирики в исполнении ведущего церемонии открытия Эдуара Баэра – под вялое, почти усыпляющее фортепиано. Неторопливый выход членов жюри основного конкурса (Дени Вильнев, китайский актер Чен Чан, Ава Дюверней, Кристен Стюарт, Робер Гедигян, Андрей Звягинцев, Леа Сейду, роскошная Хаджа Нин – композитор из Бурундии, наконец, председатель Кейт Бланшетт). Нарезка из конкурсных и внеконкурсных фильмов (самые эффектные кадры – из Сергея Дворцевого, Цзя Чжанкэ и Янна Гонсалеса). Драйвовый финальный аккорд – выход Мартина Скорсезе, которого, кстати, в этом году чествует не собственно Каннский фестиваль, а параллельная программа «Двухнедельник режиссеров», отмечающая 50-летний юбилей (в 1974-м, за два года до «Золотой Пальмовой ветви» «Таксисту», в ней были показаны «Злые улицы»).
Зато «Все знают» – это Фархади в лучшем виде: изобретатель несколько вымученных историй «про отношения» будто подзарядился энергией Латинской Европы (хоть и снимает сельские виды Каталонии как Иран, и актеров – испанцев и аргентинца Рикардо Дарина – можно запросто принять за иранцев). Сочные кадры, запечатлённые великим оператором Хосе Луисом Алкейном, полнятся цветом и деталями;
экран – будто персидский ковёр,
только вместо узоров – густые человеческие переплетения: коллективный герой Фархади – большая семья (как в каком-нибудь «Егоре Булычеве» Горького, не сразу разберёшься в кто кому кем приходится).
Лаура (Пенелопа Крус) приезжает на свадьбу сестры, в каталонский городок детства, в древнее семейное гнездо, из Аргентины, где живёт её муж и отец двоих детей. Сам Алехандро (Рикардо Дарин) был вынужден остаться на американском континенте по рабочим вопросам, дети передают привет ему и собаке прямо из машины, мчащейся вдоль виноградников. Когда-то эта земля была унаследована Лаурой, теперь ей владеет купивший угодья за бесценок Пако (Хавьер Бардем), сын служанки, который едва не породнился с семьёй помещиков: в прошлом он и Лаура были любовниками.
Забравшаяся в старую башню с часами Ирене, 16-летняя дочь Лауры, видит выбитые на камне буквы LP – и слышит от племянника Пако рассказ о былом увлечении матери: «Все об этом знают». В свадебную ночь, пока веселые хмельные гости заходятся в танцах, неизвестные похищают Ирене, требуя выкуп в 300 тысяч евро.
Очевидно, что за преступлением стоит кто-то из своих...
Мелодрама у Фархади, позволяющего себе сюжетные ходы «как в индийском кино», на грани фола (и провоцирующего хамоватых представителей прессы на нарочитый смех в зале), превращается в триллер с детективной основой. А триллер, в свою очередь, оборачивается драмой уже без всякой приставки «мело».
Интересно наблюдать за драматургической каллиграфией Фархади:
на грядущее похищение, например, намекает вроде бы проходной кадр, в котором Лаура на городской площади отпускает маленькую племянницу – и девочка стремглав убегает; без последствий – однако тревога от этого вполне лучезарного эпизода впечатывается в подкорку.