Сказка про деньги и Иванушку


Вадим Рутковский
3 марта 2018

В избранных кинотеатрах – один из лучших российских фильмов 2017 года: социальная комедия «Голова два уха»

В скромной – и абсолютно выдающейся! – картине Виталия Суслина нет известных актеров и спецэффектов. Вместо них – невероятная реальная история, настоящие люди, море нежности, хлёсткая социальность, живописная красота Центрального Черноземья и уникальный приём: граница между автором и героем стерта, сценарист фильма Иван Лашин играет сам себя – чудесного деревенского простака и жертву мошенников из большого областного центра.

На «Кинотавре» Лашин получил приз за сценарий, написанный по событиям своей жизни. Конечно, сценарий – не единственное достоинство удивительной «Головы», но будем считать, что так жюри отметило особые отношения фильма с реальностью. А построены эти отношения на доверии. Это – по любви: отсюда и красота повседневности, очевидная без всякой «лакировки действительности», и сказовые, восходящие к фольклору мотивы в современности – насколько чудовищной, настолько и смешной.


Жил да был в деревне, под крылом старой мамы, в окружении теплых бурёнок скотник Иван Сергеевич Лашин (за степенность и серьезность прозываемый, несмотря на молодость, по имени-отчеству). И сорвался он в одно морозное снежное утро, рванул в избу за паспортом, нырнул в дорогую городскую машину и укатил в город – подавшись на зов заезжей парочки, пообещавшей не то, чтобы золотые горы, но карьеру (директора!), почёт и деньги.

Только городские соблазнители оказались Котом Базилио и Лисой Алисой в человечьих, без усов и хвостов, шкурах, обманули Ивана Сергеевича как Ваню, простачка и дурачка:

набрал он микрокредитов, передал деньги своим нанимателям и остался в долгах как в шелках, один на один с большим городом и судьбой...


История, повторюсь, самая, что ни на есть, подлинная. Фильм – игровой, но с документальной основой и непрофессиональными артистами;

равно и сказка, и ложь, и урок добрым молодцам; и острый, сделанный с брехтовской сатирической условностью моментальный снимок действительности, и нежно-горькая трагикомедия о маленьком человеке, и сказание о наивном до святости русском народе.


В истории кино у «Головы два уха» есть неожиданный духовный брат – цикл Франсуа Трюффо об Антуане Дуанеле, вымышленном герое, который от фильма к фильму взрослел вместе со своим исполнителем, непрофессиональным актером Жан-Пьером Лео, «трудным подростком» дебютировавшим в «400 ударах».

Так и Иван Лашин взрослеет с каждым фильмом Виталия Суслина; правда, героев он играет разных – начал с шукшинского Ваньки Тепляшина в одноименной короткометражке, продолжил влюбленным Шнырём из бессловесного поэтического диплома Суслина, играл и в дебютном полном метре «Дефиле», теперь же остался в кадре самим собой.

«Верный типаж всегда сильнее актера. Во взгляде есть биография. Сельские жители очень отличаются от городских: руки, пальцы, кожа, загар особенный. Этого не придумаешь», – говорил Суслин в интервью после показа «Шныря» в короткометражном конкурсе «Кинотавра». Замечательно, что начавшееся семь лет назад сотрудничество режиссера и актера-любителя, не оказалось разовым, случайным опытом, а выросло в уникальное сотворчество.

Лашин – естественный, как волны Дона, снег и песок, дым костра, поднимающийся к небесам, часть вечной природы, небесный тихоход, чьей-то ехидной волей заброшенный в мутную городскую суету мегамоллов, ломбардов и полицейских участков, – в киновселенной Суслина выступает посланником идеального пасторального мира, реальность которого неопровержимо доказана на экране.


Фильм вошёл в наш cool-топ лучших фильмов 2017 года.