К российской премьере «Голосов с того света», сильнейшего полнометражного дебюта Деннисона Рамальо, представляем его ранние работы – не только в жанре фильма ужасов
На фестивале авторских хорроров ДИКИЕ НОЧИ / WILD NIGHTS есть фильмы абсолютных классиков жанра: «Капкан» Александра Ажа закрывает фестиваль 29 июля. Есть работы мастеров, известных не только ужастиками: так авторы «Избушки» Вероника Франц и Северин Фиала начинали с документального кинопортрета одиозного режиссёра Петера Керна, а их сосед по сеансу 27 июля – Василий Сигарев – знаменит реалистическими драмами и комедиями о русской жизни. Есть немало дебютов, что естественно для фестиваля, ориентирующегося на актуальное молодое кино. В какую сторону двинутся новички дальше, не всегда очевидно. Например, от тунисского режиссёра Абдельхамида Бушнака, автора зловещей и притягательной «Дашры», в будущем можно ждать и острую социальную драму, и фантастику, и триллер, и чистый эксперимент на границе с contemporary art: элементы всего этого есть в «Дашре» (которую мы показываем вместе с ошеломляющим французским мультфильмом «Ночь пластиковых пакетов» 28 июля в Москве и Санкт-Петербурге).
Но ясно, что бразилец Деннисон Рамальо – новая звезда именно хоррора. Убеждённый, вдохновенный, страстный мастер ужасов.
Полный метр Рамальо «Голоса с того света» (22 июля – российская премьера в Москве, 25 июля – показ в Санкт-Петербурге) – прекрасно придуманный и рассказанный кинороман о человеке, который мог разговаривать с мертвецами. Многоуровневый фильм, в котором сплелись криминальный сюжет о бандах Сан Паулу и пронзительная семейная история (отношения мужчин и женщин, как могли заметить зрители ДИКИХ НОЧЕЙ, – в центре большинства фильмов фестиваля, и говорят о них в избранных нами хоррорах куда глубже и интереснее, чем в большинстве обычных драм или комедий). При этом «Голоса...» – виртуозный хоррор; новая классика.
Мы предваряем его российскую премьеру коллекцией короткометражек Деннисона Рамальо, легально доступных онлайн: по ним можно быстро составить представление о стиле и темах бразильского хоррормейкера.
Известного, кстати, и по сотрудничеству – в качестве драматурга – с реально культовым маэстро ужасов старшего поколения, несравненно диким Жозе Можикой Мариншем.
1. «Материнская любовь» (Amor só de Mãe); 2002
В сеть – только такая версия, на португальском языке, без английских субтитров, что не должно остановить вас от просмотра: настоящее кино понятно без перевода. Главный герой – уже немолодой бедолага Фильу, вынужденный ухаживать за своей властной матерью. Фильу одержим страстью к блудливой дьяволице Формосе. Определение «дьяволица» здесь – не преувеличение: сам сатана движет этой похотливой самкой, вынуждающей влюблённого пойти на чудовищное злодеяние...
2. «Подвал» (Basement); 2010
Миниатюрный, всего на 5 минут, этюд Рамальо, снятый во время стажировки в Колумбийском университете. Но ужаса, разлитого в этом бессловесном фильме, хватит на несколько полных метров.
3. «Сцена из «Мухи» (A scene from The Fly); 2010
Ещё один университетский этюд Рамальо, забавное посвящение «Мухе» Дэвида Кроненберга, в котором виден парадоксальный гуманизм режиссёра: среди коллег по жанру он точно самый человечный.
4. «Гремучие змеи» (Rattlesnakes); 2010
Этот снятый во время учёбы в США мини-фильм – отнюдь не хоррор, скорее, комедия, однако и в нём есть фирменная тревога, почувствовать которую заставляет, казалось бы, невинный кадр: сапоги из змеиной кожи.
5. «Ниндзи» (Ninjas); 2011
Короткометражный хоррор-шедевр, снятый Рамальо на родине, – и его национальную принадлежность не спутать ни с чем: провокационные религиозные мотивы, истовость, жестокая откровенность в изображении полицейских бесчинств и реально пугающее погружение в потустороннее.
6. «Бог знает кто...» (God Knows Who...); 2011
Нью-йоркская комедия: Рамальо, пусть и отдает предпочтение хоррору, отлично владеет разными режиссёрскими техниками (в фильмографии любого настоящего мастера ужасов, хоть Сэма Рейми, хоть Уэса Крейвена, есть опыты в других жанрах). Но и в этой работе можно увидеть рефлексию обычно устрашающего сюжета: незнакомец в доме. Иногда появление чужака приводит к самым непредвиденным результатам.