Дух Рождества: 12 фильмов для зимних каникул


Вадим Рутковский
5 декабря 2018

Начинаем подготовку к лучшим дням в году: вот идеальный список сказок, которые можно и нужно посмотреть с детьми в долгие выходные

Гангстерские пляски, разбойничьи песни, полеты на драконе, бегство в реальное королевство: по одному великому фильму на день.

Здесь нет отечественной классики – иначе текст был бы безразмерным; предполагаем, что с нашим кино вы и сами разберетесь; без Роу и Птушко и телешедевров, от «Буратино» и «Красной Шапочки» до «Петрова и Васечкина» и «Гостьи из будущего», дети вряд ли останутся. Здесь нет мультфильмов – опять же, чтобы не раздувать материал до великанских масштабов. И здесь нет самых очевидных и популярных франшиз новейшего времени – ни «Гарри Поттера», ни «Хроник Нарнии», ни «Хоббита»: думаем, что они и так засмотрены до дыр. Но и раритетов, недоступных простым смертным, тут тоже нет:

мы хотели составить – по принципу диджейского сета – идеальный watch list для каникул из любимых нами детских фантазийных фильмов.

Вот, что получилось:

1. «Бесконечная история» (The NeverEnding Story)

Вольфганг Петерсен, США – Германия, 1984


Маленький Бастиан, спасаясь от школьного хулиганья, прячется в букинистическом магазине, где находит старинную книгу. Решив по такому случаю прогулять уроки, он забирается на чердак, открывает первую страницу – и с головой проваливается в страну Фантазию. Сказочному миру, где живут тысячи замечательных фантастических тварей (один раз увидев, вы уже никогда не забудете ни великана-камнееда, ни дракона-пса Фалькора), грозит гибель – Фантазию пожирает темное и хищное Ничто. Спасти страну может отважный юный воин Атрейю. И, конечно, не без помощи Бастиана...


Экранизация романа Михаэля Энде, которой сам автор остался, кажется, недоволен. В таком случае, он – единственный человек на свете, которому не понравился фильм, самая романтичная из всех волшебных киносказок планеты. Да еще и озвученная магическим саундтреком Джорджо Мородера.

2. «Молодой Шерлок Холмс» (Young Sherlock Holmes)

Барри Левинсон, США, 1985


Юный Джон Ватсон (от его лица, как и должно быть в настоящих «Записках о Шерлоке Холмсе», ведется рассказ) поступает в колледж. В первый же день он знакомится с импульсивным одноклассником Шерлоком. Тот уже изобрел дедуктивный метод, но применяет его пока только к разным пустякам – вроде одежды и багажа Ватсона, по которым легко определить, кто этот застенчивый паренек и из какой дыры приехал в Лондон. Но вскоре начинающему детективу подворачивается серьезное дело: один за одним гибнут школьные преподаватели – они совершают самоубийства, но все самоубийства – индуцированные, под воздействием ядовитых галлюциногенов. Холмс начинает действовать...


Этот фильм, помимо того, что он и веселый, и жутковатый, – еще и подлинная искусствоведческая загадка. Сегодняшние дети, которые смотрят его на одном дыхании, с первым минут подмечают сходство с «Гарри Поттером». Оно очевидо – и удивительно: потому что снят «Молодой Шерлок Холмс» по оригинальному сценарию Криса Коламбуса, того самого режиссера, которому Джоан Роулинг доверит экранизацию первого романа о мальчике со шрамом-молнией. Не исключено, что мысль о Поттере впервые пришла в голову 20-летней Роулинг именно в 1985-м, когда она смотрела этого залихватского «Шерлока».

3. «Три орешка для Золушки» (Tři oříšky pro Popelku)

Вацлав Ворличек, Чехословакия – Германия, 1973


Злая мачеха и её противная дочь третируют сироту Золушку, прекрасный и своенравный принц не хочет жениться, покуда не увлекается незнакомкой – здесь почти всё, как в старых сказках, однако в чешской версии, принадлежащей Божене Немцовой (она немного – на четверть века – моложе братьев Гримм, переписывавших, в свою очередь, Шарля Перро), есть и особенности. Вместо феи-крестной – три орешка от совы, сама же Золушка не похожа на обычную смиренную «терпилу». Героиня очаровательной Либуше Шафранковой – почти что феминистский образец; бойкая, независимая, многоликая. А фильм упрямо не стареет – и из-за живости своего характера, и по причине живописной красоты.

4. «Там, где живут чудовища» (Where the Wild Things Are)

Спайк Джонз, США, 2009


Максу девять; у него нет отца, но есть старшая сестра; с ней не поиграешь, а даже если и да, эти игры ни к чему хорошему не приводят – во время одной дружки сестрицы стерли с лица земли построенный Максом иглу. И вообще, когда тебе девять, жизнь – боль. Оттого однажды Макс просто уплывает – в чудесную страну, где живут чудовища, где мальчишку рады видеть королём... Странный, смешной, тревожный – как звучащие в нем песни Карен О – фильм от великого фантазера и клипмейкера Спайка Джонза с книгой Мориса Сендака в основе.

5. «Индиана Джонс и Храм судьбы» (Indiana Jones and the Temple of Doom)

Стивен Спилберг, США, 1984


1935-й год, археолог-авантюрист Индиана Джонс бежит от китайской мафии – и попадает в Гималаи, где ему приходится столкнуться с еще более опасными типами – приверженцами кровавого культа богини Кали...

Во второй части приключений неунывающего Инди (хотя по времени действия «Храм судьбы» – приквел «Искателей потерянного ковчега») полно всяческих страшилок; обед, на котором Джонсу предложат попробовать деликатесный десерт – охлажденные обезьяньи мозги – это так, цветочки. Но это и самый инфантильный спилберговский фильм; самое беззастенчивое приключение; да и второй главный герой здесь – ребёнок, смешной мальчиш Коротыш, легко затмевающий прибившуюся к Джонсу певичку.


6. «Легенда» (The Legend)

Ридли Скотт, США – Великобритания, 1985


История любви принцессы Лили и лесного странника Джека, омраченная охотой на единорогов – её ведут гоблины, слуги Повелителя Тьмы, желающего покончить со сказочным миром и обратить всё в вечную непроглядную ночь...

Главные человеческие роли в «Легенде» играют Том Круз и Миа Сара – сказочный дуэт! Тем не менее, люди и вообще всё земное для Ридли Скотта, поведавшего эту «Легенду», – на втором месте; главное же – атмосфера нездешнего волшебного леса; блуждание по неведомым дорожкам; сон наяву. Необходимая передышка, после «Индианы», стремительного, как огонь, бегущий по бикфордову шнуру.

7. «Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom)

Уэс Андерсон, США, 2012


Сэм Шакаски и Сьюзи Бишоп – почти Ромео и Джульетта, которым довелось родиться в Америке 1960-х. Не найдя душевного понимания ни у взрослых (которые здесь то ещё комическое отребье), ни у ровесников, трудные двенадцатилетние дети бегут из летнего лагеря на затерянный остров – в рай на земле, который так легко смастерить из подручных скаутских средств...

Уэс Андерсон, у которого каждый кадр может разбить сердце непосредственным юмором и изощренной дизайнерской красотой, слагает удивительную повесть о первой любви. В «Королевстве полной луны» всё переливается цветами радуги и дышит солнечным теплом.

8. «Гремлины» (Gremlins)

Джо Данте, США, 1984


Однажды в маленьком мирном городке на среднем Западе появляется новый житель: милейшая зверушка-могвай по прозвищу Гизмо, купленная местным изобретателем в подарок на Рождество сыну-тинейджеру. Продавец из Китайского квартала честно предупредил, что зверёныша нельзя мочить, нельзя подвергать воздействию яркого света и ни в коем случае нельзя кормить после полуночи. Когда правила нарушаются, маленький безобидный могвай порождает сотни безобразных тварей, оккупирующих такой безмятежный еще вчера городок...


Виртуозная комедия ужасов, поставленная Джо Данте (уже прославившимся вполне взрослыми ужастиками «Пиранья» и «Вой») и спродюсированная Спилбергом (который не отказал себе в мальчишеском удовольствии появиться в крошечной роли).

9. «Роня, дочь разбойника» (Ronja Rövardotter)

Таге Даниэльсон, Швеция – Норвегия, 1984

Экранизация сказки Астрид Линдгрен – о дочке атамана Маттиса и её лучшем друге Бирке, которому не повезло родиться в семье вражеского клана атамана Борки. Размашистый скандинавский эпос, ритм которого сегодня может показаться уж слишком неторопливым. Но даже поскучать на этой вольной дикарской «Роне» приятно.


Показательно, что детской по всем статьям картине достался «Серебряный Медведь» Берлинского фестиваля – за экстраординарную фантазию. В плане спецэффектов «Роня» сегодня никого не удивит, но вот в легкости и свободе конкурентов у неё по-прежнему немного.

10. «Багси Мэлоун» (Bugsy Malone)

Алан Паркер, Великобритания, 1975


1929-й год; в Америке эпоха сухого закона и мафиозных войн; каменные джунгли Нью-Йорка сотрясают ежедневные схватки. Толстый Сэм и Денди Дэн – лидеры сражающихся банд; шаткий паритет в их отношениях нарушается, когда у людей Дэна появляется новое оружие. Сэм поручает начинающему гангстеру Багси Мэлоуну нападение на оружейный склад конкурентов. Багси согласен на любой риск – ему нужны деньги для возлюбленной, роскошной кабаретной певицы Блаузи...


Тут вы, возможно, удивитесь, как это фильм попал в наш детский мир. Очень просто: это мюзикл, в котором все роли играют дети, бои ведутся кремовыми тортами, а супер-оружие, от которого дрожит Сэм, – автоматы, стреляющие взбитыми сливками.

11. «Красавица и чудовище» (La belle et la bête)

Кристоф Ганс, Франция, 2014


А это, пожалуй, самая роскошная и визуально избыточная версия бродячего сюжета об аленьком цветочке. От автора «Плачущего убийцы» и «Сайлент Хилла», что, впрочем, не должно настораживать: эстетство – да, как и в предыдущих фильмах Ганса, но ужасы – в допустимых для младшего школьного возраста сказочных пределах. Бель и Зверя играет невероятный дуэт, Леа Сейду и Венсан Кассель; в современном Голливуде подобной пары не нашлось бы.


12. «Один дома» (Home Alone)

Крис Коламбус, США, 1991


В завершение списка, сразу за величественной французской волшебной сказкой про любовь, – американский праздник непослушания, учиненный Кевином, которого родители в суматохе отъезда в рождественский Париж забыли дома. Тут сразу всё: и чудеса, и хулиганство. Шедевр, в котором за всей комической чехардой витает дух Рождества.

С наступающим!