Нацисты под прицелом


Вадим Рутковский
24 ноября 2016

«Государство против Фрица Бауэра» – лучший политический триллер последних лет

Мировая премьера остросюжетной картины «Государство против Фрица Бауэра» прошла в 2015-м году на кинофестивале в Локарно, в уникальной секции Пьяцца Гранде. Фильмы, участвующие в ней, показывают под открытым небом, на главной городской площади, вмещающей до восьми тысяч зрителей. Я прибежал минут за пять до начала и с трудом нашел себе место – даже в Локарно, не страдающем от недостатка зрителей, битком Пьяцца набивается не каждый вечер. Дальше – больше: «Фриц Бауэр» стал настоящим народным хитом фестиваля. На Пьяцце победитель определяется зрительским голосованием, и в 2015-м большинство отдало свои симпатии именно фильму Ларса Крауме.

Этот политический триллер из Германии обогнал и шедевр американского независимого кино «Я, Эрл и умирающая девушка», и голливудские хиты «Девушка без комплексов» и «Левша», и французскую эротическую ретро-драму «Наше лето».

Я не был удивлен: устоять перед тугой интригой, драйвом и благородным гражданским пафосом «Фрица Бауэра» невозможно.

Российская премьера фильма – на 15 фестивале немецкого кино. В основе – реальная история генерального прокурора ФРГ Фрица Бауэра (его потрясающе точно играет Бургхарт Клауснер), еврея и гея, в 1957-м году инициировавшего поимку Адольфа Эйхмана, оберштурмбаннфюрера СС, лично отвечавшего за «окончательное решение еврейского вопроса». Фильмы об охоте на нацистов почти всегда отмечены особой, зловещей магией – так запредельно чудовищны преступления, за которые стремятся воздать их герои: в детстве я, например, был заворожен не только великим телесериалом Семена Арановича «Противостояние», но и, в общем-то, проходным (однако незабываемым) детективом Эдгара Ходжикяна «Без срока давности». «Государство против Фрица Бауэра» драматургически намного сложнее большинства товарищей по жанру.

Здесь заглавный герой и его молодой напарник, начинающий гособвинитель Карл Ангерманн, действуют практически вопреки воле родной страны, лишь формально сбросившей ярмо нацизма.

Но сохранившей в уголовном кодексе даже фашистскую статью, определяющую гомосексуализм наказуемым преступлением...  

Когда-то Жан-Люк Годар в интервью запальчиво говорил: «Лагеря, конечно, снимали вдоль и поперек немцы, чьи архивы где-то обязательно существуют, их снимали американцы, французы, но эти материалы не показывают, потому что если б их показали, что-то изменилось бы. А нельзя допустить, чтобы что-то менялось. Предпочитают говорить: «Никогда больше», говорят даже: «Левые победили, фашизм не пройдет». А он и не прошел, он все еще здесь». «Государство против Фрица Бауэра» фиксирует именно это опасное состояние ползучего, перманентного фашизма, что источает любая боящаяся перемен власть.

Страна переживает «экономическое чудо» – зачем нарушать спокойствие, ворошить грязное белье, возмущать умы?

Это, конечно, только формально ретро: в типажах сытых и лощеных буржуа-охранителей легко узнать наших современников.

Мораль фильма беспроигрышна: государственная власть всегда тоталитарна, но в силах благородных одиночек её диктату противостоять. И про удовольствие от основного сюжета забывать не стоит: да, многие гитлеровские упыри избежали уголовной ответственности (и даже заняли в Германии времен Фрица Бауэра хлебные посты), но Эйхмана-то поймали и казнили. Как поёт группа «Аркадий Коц» в переведенной на русский песне Вуди Гатри о советской снайперше Люсе Павличенко: «Триста нацистов полегли среди полей. Триста нацистов. Жить стало веселей».

И актуальное продолжение в этой песне тоже есть: «Если ты гомофоб или националист, ультраправый или ультрасталинист, это значит, ты не дружишь со своей головой, и мисс Павличенко придет за тобой». А если не мисс Павличенко, то герр Бауэр.