Хроникально-документальное кино о мире, по которому широко шагают Gorillaz, снял Денхольм Хьюлетт, сын художника Джейми Хьюлетта, подозреваемого в том, что он – Бэнкси
Денхольм Хьюлетт – режиссёр новой формации: избегает всех привычных путей при создании документалки о музыкантах.
«Gorillaz: Долой фальшивых идолов» также необычен, как участники группы: анимационные персонажи 2D (вокал, клавишные), Мёрдок Никкалс (бас, ударные), Нудл (гитара, вокал) и Рассел Хоббс (ударные), придуманные в 1998-м Деймоном Албарном, лидером Blur, самой изменчивой из великих британских рок-групп, и художником Джейми Хьюлеттом, автором эпохальных панк-комиксов и главным подозреваемым в том, что он – Бэнкси.
За проектом Gorillaz стоят не только два остроумных демиурга, но десятки музыкантов со всех концов света, участвовавшие и в записи альбомов, и в концертных турах. Всего в дискографии Gorillaz шесть студийных альбомов; последний, Now Now, вышел в 2018-м, а съёмки фильма стартовали в 2015-м, когда Gorillaz, пережившие пятилетнюю паузу, приступали к записи альбома Humanz.
Хьюлетт-младший по праву родства был допущен во все уголки музыкантской жизни.
Он не расставался с камерой три года и в итоге придумал киноаналог вселенной Gorillaz, переполненной людьми и городами. Проект, обязательный для фанатов Албарна, но не только.
Хьюлетт мог бы смонтировать роскошный фильм-концерт: объехавшие всю планету стадионные шоу Gorillaz и выглядят, и звучат мегакиногенично (о феномене уникальных кинопоказов таких фильмов я недавно писал в связи с опытом Slayer). Мог бы оттолкнуться от мультяшной природы участников Gorillaz и сотворить доку-фикшн в стилистике «Стены Пинк Флойд» (или «Кролика Роджера»). Мог бы заполнить экран говорящими головами – не «мультяков», а людей; им есть, что сказать. Но Хьюлетт идёт своим путём; элементы всех распространённых форматов в его фильме встречаются, однако результат – особый;
дитя века блогов и соцсетей превращает жизнетворчество Gorillaz в трэвелог; видеодневник, лишённый авторского комментария; буйство чёрно-белых и цветных кадров.
Фильм разбит на три акта – «Humanz», «Humanz: World Tour», «The Now Now»; согласно рабочему графику – запись альбома, гастроли, следующий альбом. Однако сам фильм графикам следовать отказывается; от монтажных прыжков может закружиться голова – и этот ритм физически транслирует в зал кочевую энергию перемещений по миру – вместе с ощущением единства этого мира. Gorillaz не то, чтобы разрушали границы – он их не замечают; как музыка Албарна, в которой живут бритрок, соул, хип-хоп и африканский фолк, не признаёт жанровых пределов.
Концерты Gorillaz – почти что выступления «Поп-механики» Сергея Курёхина, стилевое бесчинство, сборная солянка объединённых гением Албарна артистов с разных планет.
Лондон, Нью-Йорк, Париж, Чикаго, Цюрих, Ямайка – это география одного только первого акта фильма, дальше я сбился со счёта городов. Фильм – свободное плавание; «мелко нарезанная» в салат хроника, перемежающая бдения в рекорд-студиях бытовыми эпизодами и фрагментами концертов. Финальные титры сообщат, что общая продолжительность 96 выступлений тура Humanz (то есть, чистое время, проведённое на сцене) составила 6 дней 3 часа 20 минут 12 секунд. Никто, конечно, не проверит, но поводов сомневаться нет: густой, насыщенный фильм, состоящий из тысяч монтажных стыков, – вещдок пути Gorillaz.
А ещё это обаятельная киноутопия – о вселенной, где люди, сделанные из мяса, живут в согласии с нарисованными чертятами; границ нет; и соблюдается лишь один закон – музыка рулит.