Простая история о раскаявшемся уголовнике, стремившемся пойти дорогою добра – почти «Калина красная» с фонтанами крови и хрустом костей – может восприниматься как честный боевик с непритязательным сюжетом. Формально – низкий жанр, но Жанс – редкий автор, с эстетской изощрённостью работающий на этом поле.
Сэм (Нассим Лиес, также известный под именем Нассим Си Ахмед; «Дело о несовершеннолетних», «Передозировка») досрочно выходит из тюрьмы – очевидно, перевоспитавшимся; в драки больше не лезет. И предложение бывших подельников забросить пакет с чем-то нелегальным возмущённо отвергает.
Подельники на Сэма, устроившегося работягой на стройку, буквально плюют, но продолжают доставать, что приводит одного из бандитов к непреднамеренному летальному исходу.
Спустя пять лет Сэм кажется обретшим мир и покой на пляжном тайском пленере – с любимой девушкой Мией (звезда мюзикла «Красные башмачки» Лорин Нуне) и её маленькой дочкой Дарой, которую Сэм растит как родную. Реализация мечты о собственном ресторане становится ближе с каждым днём – Сэм, пусть и во вред здоровью, неплохо зарабатывает на кулачных боях. Но покой катится к чертям, когда на горизонте возникает сутенёр и наркоторговец Наронг (Оливье Гурме)...
Пересказать «Чужака» (в оригинале фильм называется тайским словом Farang, обозначающим любого пришлого европейца) можно за считанные секунды, особенно если опустить все «хрусть и напополам» – описания кровопролитных поединков. Сэм, которому изрядно достаётся от противников, привык полагаться на собственные руки и ноги; холодное и огнестрельное оружие – только если спровоцируют, только отнятое у чудовищно аморальных врагов. А такой мрази, как та, что досталась почтенному дарденновцу Гурме, на экране давно не появлялось.
Но пересказывать это кино нет никакого смысла: тут вся соль в изображении, в брутальном, но и отчаянно элегантном стиле.
Собственно, «на стиле» – определение всех фильмов Ксавье Жанса, прежде возникавшего в Журнале CoolConnections в связи с «Атлантидой» (2017), чёткой экранизацией романа Альберта Санчеса Пиньоля «В пьянящей тишине». Год спустя Жанс выступил – не то, чтобы удачно – в нехарактерном для себя жанре «злачной» комедии «Мальчишник в Европе» и едва не канул в сериальной индустрии.
«Чужак» – красивое возвращение в большое кино, которое легко принять за кино маргинальное.
Нассим Лиес выступает в здесь наследником по прямой Ван Дамма или Марка Дакаскоса (в биографии которого, кстати, было своё французское эстетство – «Плачущий убийца» Кристофа Гана). И фильм не стесняется быть простым, как три центра (или три бата), как шансон, боевиком – но не становится дешёвым (про бюджет у меня информации нет, да и не в нём дело). Материал b-movies в руках Жанса приобретает барочное величие;
понятно, отчего Жанс посвятил фильм своей дочери Жад – такой работы не стыдятся, ей, напротив, гордятся.
Любой визуальный и драматургический штамп – открыточный закат и мудрый прищур мастера единоборств, криминальные разборки в парижских банльё, неоновый демонизм бангкокских борделей – у Жанса обретает первозданную свежесть. Понятна и особая благодарность Гарету Эвансу, духовному брату, снявшему в Индонезии культовую дилогию «Рейд», оргию адреналинового действия. Жанс – как Эванс, из тех некоторых, что всё ещё любят погорячее.